25.11.2017

Без четких экономических расчетов повысить эффективность и зарплату невозможно

Главный вопрос для АПК — формирование финансовой состоятельности каждого хозяйства. Так считает председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Александр Попков.

СОСТОЯНИЕ дорог, водоснабжение в сельской местности и приватизация жилья, изменение подходов к начислению пенсии и уровень оплаты труда сельчан. Эти и многие другие вопросы обсуждались во время прямой линии, которую провел с читателями газеты Александр Андреевич ПОПКОВ, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по региональной политике и местному самоуправлению, заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь. Он поделился и своими взглядами на проблемы и перспективы развития АПК. В перерывах между звонками ответил и на вопросы «Сельской газеты».

— Здравствуйте, Александр Андреевич. Беспокоит рабочий ОАО «Новобыховский» Быховского района Виктор Кононов. Мы сегодня в числе мировых лидеров по производству ряда продуктов питания. Но хорошим экономическим состоянием сельхозпредприятий похвастаться не можем. Как улучшить здесь дела?

— Вопрос актуальный. Действительно, сегодня мы полностью удовлетворяем потребности внутреннего рынка в основных продуктах питания, значительная часть белорусского продовольствия идет на экспорт и обеспечивает валютные поступления в экономику страны.   Однако сфера производства в сельском хозяйстве несколько опережает экономику и ее финансовую составляющую. Среди объективных причин — конъюнктура цен на российском рынке, куда поставляется более 80 процентов всего экспорта нашей сельхозпродукции и продовольствия. С падением российского рубля снижалась и стоимость нашей продукции. Субъективные причины — несоблюдение технико-технологической, финансовой и трудовой дисциплины на большинстве предприятий. Это, согласитесь, зависит от нас с вами. 

Давайте разберемся на примере того же ОАО «Новобыховский», в котором вы работаете. За 10 месяцев удой от коровы — 3454 килограмма, среднемесячная зарплата — 348 рублей, рентабельность продаж — 3,8, рентабельность по конечному результату без учета господдержки — минус  16,7 процента. Для обеспечения стабильного финансового состояния и заработной платы работников за год требуется получать от коровы не менее 6000 килограммов, то есть увеличить продуктивность на 35 процентов, а в вашей организации за 10 месяцев она  снизилась почти на 10 процентов. О какой экономике может идти речь? 

С уверенностью скажу, у сельхозпредприятия «Новобыховский» есть внутренние резервы как в молочном скотоводстве, так и в других отраслях. Нужно тщательно проанализировать ситуацию и определить точки роста в экономике, по которым вы сможете получать прибыль. Эффективно воспользоваться государственной поддержкой. Руководству предприятия совместно с местными органами власти необходимо разработать грамотный бизнес-план, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов. Без экономических расчетов и четко выработанных позиций повысить эффективность невозможно. Это касается и других проблемных хозяйств, о чем недавно говорил Глава государства.

«СГ»: — На выездном заседании вашей комиссии в Кировском районе речь шла о путях повышения эффективности агропромышленного комплекса. Предложения по его итогам направлены  в Минсельхозпрод. В чем их суть?

— Мы производим достаточно зерна, молока, мяса и других продуктов, чтобы обеспечить не только продбезопасность, но и стабильное развитие экспорта. Как я уже сказал, главный вопрос — эффективность производства и финансовая устойчивость каждого предприятия. Пока в большинстве сельхозорганизаций финансовая устойчивость достигается в основном за счет господдержки. Без нее эффективно работает менее 40 процентов сельхозпредприятий. Около половины  неплатежеспособны, в том числе у трети — критическое финансовое состояние. 

Для его улучшения мало увеличить производство, надо снизить издержки, сформировать добавленную стоимость, а затем оптимально распределить ее для накопления и потребления. Это и есть тот самый источник повышения уровня жизни сельчан. Пока же среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве за сентябрь всего 570  рублей — 72 процента от средней по всем отраслям экономики. А Главой государства поставлена задача довести ее до 1000 рублей.  Кроме того, необходимо разработать эффективные механизмы господдержки и кредитования сельхозпроизводителей. По-прежнему немало технологических упущений и недоработок на местах. 

Добиться поставленных целей поможет ориентация экономики АПК на инновационный путь, с применением лучших разработок и достижений аграрной науки. При этом важная роль в обеспечении финансовой устойчивости и инновационного развития агропромкомплекса должна принадлежать местным органам власти, так как абсолютное большинство проблемных сельхозорганизаций находится в коммунальной собственности. 

Все эти проблемы детально рассмотрены в Кировском районе в июне на выездном заседании Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению на базе ОАО «Рассвет» имени К. П. Орловского. Рекомендовано Минсельхозпроду совместно с Национальной академией наук и  органами местного  самоуправления разработать и утвердить дополнительный комплекс мер по обеспечению устойчивого инновационного развития агропромкомплекса. Их реализация позволит  получить к 2020 году валовую добавленную стоимость в расчете на одного работника не менее 28 тысяч долларов, рентабельность продаж не менее 10 процентов и увеличить объемы экспорта сельхозпродукции и продуктов питания до 6,2 миллиарда долларов. Достигнув этих показателей, мы сможем обеспечить достойную зарплату и социальные условия сельским труженикам. 

— Я механизатор КСУП «XXI съезд КПСС» Речицкого района Сергей Страпушкин. Мой погрузчик сломался. Отремонтировать не за что — счета хозяйства заблокированы. Простаиваю месяц, заработки низкие.

 — Вопрос в компетенции руководства сельхозпредприятия. Я попрошу специалистов изучить ситуацию с ремонтом техники в КСУП «XXI съезд КПСС». Исходя из полученной информации будем решать проблему. 

После завершения прямой линии по поручению Александра Попкова проанализировано реальное положение дел в сельхозпредприятии. По информации управления сельского хозяйства и продовольствия Речицкого райисполкома, КСУП «XXI съезд КПСС» платежеспособно. Главный инженер предприятия Анатолий Близнец сообщил: запчасти для ремонта погрузчика заказаны у официального дилера и уже проплачены.  Безусловно, на их поставку требуется время. По заверениям руководства хозяйства, в ближайшее время механизатор Сергей Страпушкин приступит к работе.

«СГ»: — Недавно вы знакомились с работой Белкоопсоюза. Планируется на базе Поставского райпо провести выездное заседание Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания. Какие проблемы наиболее важные?

— Предприятия Белкоопсоюза оказывают более 60 видов услуг, включая услуги рынков, обработки приусадебных участков, транспортные, проката — перечень видов деятельности можно перечислять долго.  В структуре около  70 тысяч человек, которые обслуживают все сельское население. Не случайно проблемы конкурентоспособности и совершенствования работы отрасли станут главной темой обсуждения Совета по взаимодействию органов местного самоуправления, которое пройдет совместно с заседанием Правления Белккопсоюза.

В ближайшее время потребкооперации предстоит выйти на качественно новый уровень. Конкурентные условия таковы, что нужно думать не только о четкой организации торговли на селе, на долю которой приходится 70 процентов всей деятельности, а в первую очередь о создании небольших предприятий по переработке сырья, поиске новых форм организации закупок сельхозпродукции у населения и сбыта ее за пределами республики.  Да и эффективность торговли на селе, где постоянно сокращается численность населения, остается под большим вопросом. К тому же частные торговые сети создают серьезную конкуренцию. 

Условия работы на внутреннем рынке изменились. И потребкооперация должна к ним адаптироваться,  найти те ниши и направления, которые позволят дальше развиваться, получать прибыль и работать с населением по закупкам сельхозпродукции. Ради этого она  и создана! Предприятия потребкооперации должны  вносить свой вклад в доходную часть бюджета своего региона.

В последние годы доля населения в производстве сельхозпродукции сокращается: около 20 процентов. Вместе с тем именно в личных хозяйствах производится около 80 процентов картофеля, плодов, ягод, меда и шерсти и около 70 — овощей. При правильной работе потребкооперации эти виды продукции могут быть востребованными на рынке как в свежем, так и  переработанном виде. Она должна стать эффективным посредником в продвижении к потребителю не только в Беларуси, но и за ее пределами. 

Следующий приоритет Белкоопсоюза — переработка, а затем и сбыт экологически чистой продукции органического сельского хозяйства, которое начинает развиваться в республике. Перспективное направление — освоение рынков сбыта такой продукции и продовольствия в рамках единого таможенного пространства Евразийского экономического союза. В последующем это позволит привлекать инвесторов и модернизировать производство. 

— Татьяна Сухаревич из деревни Хотляны Узденского района на связи. Ржавая вода постоянно течет из кранов. Надо строить станцию обезжелезивания. Уже несколько лет обращаемся в разные инстанции, но воз и ныне там. 

С аналогичной проблемой обратилась на прямую линию и Анна Митюкова из Борисова: «Можно ли предусмотреть на законодательном уровне, чтобы повсеместно людей гарантированно снабжали качественной водой?»

— Проблема существует. Ее не однажды поднимали во время моих личных приемов граждан.

С увеличением доз минеральных и органических удобрений, средств защиты растений обеспечение качественной питьевой водой населения все более проблемно. На совещании у Главы государства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства эта тема была в числе приоритетных.

В части совершенствования законодательства по вопросам снабжения качественной питьевой водой Постоянной комиссией по региональной политике и местному самоуправлению Совета Республики проведена колоссальная работа. Тщательно изучив все проблемы с привлечением ведущих ученых и специалистов, мы внесли поправки в проект закона «О питьевом водоснабжении». С учетом наших замечаний (проект дважды отправлен на доработку) планируем рассмотреть его уже в следующем месяце.

По нашему мнению, система водоснабжения требует серьезного контроля на госуровне. Комиссией по региональной политике и местному самоуправлению предложено в новом проекте закона повысить компетенцию Министерства здравоохранения по обеспечению государственного санитарного надзора за соблюдением нормативов качества и безопасности питьевой воды, привлечь внимание к зонам санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения. Предлагаем также расширить зону ответственности местных органов власти за обеспечение питьевой водой населенных пунктов, а также повысить требования к ряду министерств, ведомств и контролирующих органов, отвечающих за соблюдение санитарно-гигиенических норм и иных требований в части водоснабжения.

В системе водоснабжения нужно незамедлительно навести порядок, это жизненно важно для многих жителей. Взять инициативу в руки должны местные органы власти. Местные Советы принимают бюджеты областей, районов, почему бы им не рассмотреть в первую очередь финансирование мероприятий по водоснабжению региона? Да и сельсоветы часто смотрят на эти проблемы сквозь пальцы! Очистить колодец или поставить колонку, чтобы люди не таскали ведра на большие расстояния, их зона ответственности! 

— Петр Иванович МЕЖЕНИН, бывший директор совхоза «Озерцы» Глубокского района. Руководители сельхозпредприятий очень интенсивно работают, часто от зари до зари. А пенсию получают на общих основаниях. Меньше, чем председатели сельсоветов, у которых значительно ниже нагрузки. Можно ли как-то урегулировать это противоречие?

— Не стоит подходить к вопросу столь однозначно. Для того чтобы увеличить уровень пенсионного обеспечения, нужно создавать добавленную стоимость в экономике. К сожалению, пока выработка на одного работника у нас значительно ниже, чем в странах Евросоюза.

Идет работа над изучением данной проблематики, и в перспективе пенсионное законодательство будет усовершенствовано с учетом трудового вклада каждого работника. 

«СГ»: — К тому же уровень пенсий зависит от наполняемости Пенсионного фонда. Между тем на следующий год в него снова предусмотрены дотации из бюджета,  страховых взносов не хватает. Но в идеале надо, чтобы все работающие полностью его наполняли. Как это сделать?

— Создавать новые рабочие места! К сожалению, в регионах проблема с трудоустройством есть. Я регулярно посещаю райцентры и вижу, что во многих городах уже нет стройорганизаций и некоторых других производств. Часть трудоспособного населения уезжает на заработки в Россию. Естественно, эти люди не платят в Пенсионный фонд. А надо дать им возможность трудиться здесь, у себя на Родине.

Этот вопрос стоит на контроле и у Главы государства. Требование Президента — обеспечить каждого трудоспособного работой по специальности и с достойным заработком. Однако без развития производства в регионах этого не сделать. Будут работать предприятия — будет создаваться добавленная стоимость и станут увеличиваться отчисления в Пенсионный фонд. Конечно, нужны энергичные, инициативные руководители, которые не боятся брать на себя ответственность. Раз уж затронули эту тему, приведу пример. 

В апреле мы проводили выездное заседание Совета по взаимодействию органов местного самоуправления в Минской области, посвященное вовлечению в оборот неиспользованного имущества. Как раз там и вели разговор на тему создания новых производств в глубинке. Руководитель ООО Mark Formelle Андрей Сериков пообещал создать небольшое предприятие на неиспользованных площадях. И сдержал обещание. Буквально через пару месяцев в Лиозненском районе открылся швейный цех на 50 рабочих мест. Вот такие люди нужны нашей экономике. Они не бросают слов на ветер, а работают.

— Беспокоит жительница города Смолевичи. Меня зовут Татьяна. В обществе дискутируется вопрос о пособии по безработице. Одни утверждают, что оно должно остаться на нынешнем чисто символическом уровне. Другие полагают: надо увеличить до такой суммы, чтобы можно было хотя бы бедно прожить полгода. Например, 240 рублей в месяц. Как минимальная зарплата. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

— Да, действительно, уровень пособия по безработице невысок, и вопрос обсуждается на разных уровнях. Но ведь и размер пенсий, да и зарплат в сельской местности, оставляет желать лучшего. Не случайно Президент потребовал от Правительства и руководителей на местах повысить оплату труда до определенного уровня. Пока, к сожалению, выплаты в Фонд соцзащиты населения недостаточны для того, чтобы повысить размер пособия, о котором вы говорите. Сейчас гораздо важнее создать условия, чтобы каждый человек имел возможность трудиться. Но, с другой стороны, и человек не должен сидеть сложа руки. Кстати, какая у вас специальность?

— Я медсестра.

— Эта профессия востребована.

— Но зарплата невысокая.

— Повышайте квалификацию, и она вырастет. Станьте старшей медсестрой, идите работать в операционную. Там платят больше.

Касаясь пособия. Оно со временем может увеличиться. Но для этого должны быть соответствующие возможности у государства. Пока их, к сожалению, нет.

«СГ»: — Финансовое состояние хозяйств нередко зависит от почвенно-климатических условий. В центральных и западных районах они лучше, северных и восточных — хуже. Может быть, последним нужна большая господдержка? 

— Так вопрос ставить нельзя. Чтобы экономика хозяйств была эффективной, надо не уповать на господдержку, а думать, какие выращивать культуры и как получать от них максимальную отдачу. Например, для северных районов хорошо подходит выращивание льна. Но надо умело распорядиться этой культурой, чтобы получить наивысшую прибыль. Можно хорошо зарабатывать и на производстве говядины. Стоит вкладывать деньги не в сомнительные проекты, а в хорошо продуманные, просчитанные, экономически выверенные. Брестская область производит 20 процентов сельхозпродукции, Минская — четверть. А Могилевская — 10. Куда вкладывать деньги? Туда, где больше производится продукции, выше фондоотдача и меньше срок окупаемости ресурсов.

— На связи Ворончук Василий Григорьевич из деревни Дубично Малоритского района. Состояние дороги от нас до трассы Брест — граница Украины не радует, нужен ремонт.  Это не частный вопрос. Недалеко от деревни находится памятник природы — царь-дуб, одно из старейших деревьев Беларуси. К нему ездят наши и иностранные туристы. Как-то неудобно перед гостями за такую дорогу. 

— Это требует времени. Напишите официальное обращение в Совет Республики с детальным изложением проблемы. Обязательно постараемся помочь.

«СГ»: — Совет Республики отправил на доработку очередной вариант проекта закона «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений». Претензий к нему много. Ваше отношение к тому, чтобы передать производство семян до суперэлиты включительно научно-исследовательским организациям, а производство семян элиты сосредоточить только в аттестованных хозяйствах, сократив их количество до 50?

— Первоначально законопроект назывался «О семеноводстве сельхозрастений». О селекции даже речь не шла. Поэтому мы в Совете Республики обратили внимание, что к вопросу подошли однобоко. Селекция имеет огромное значение для республики. Почему? Белорусы не должны завозить семена овощных культур для закрытого грунта из-за границы. А они закупаются ежегодно примерно на 15 миллионов долларов США! Неужели этим не могут заняться наши специалисты? 

Также мы полностью завозим семена сахарной свеклы. В оправдание этих закупок говорят, мол, для их выращивания у нас нет соответствующих климатических условий. Но ведь можно наладить свое производство в других странах с более теплым климатом.  И это будут уже наши семена, которые обойдутся государству значительно дешевле. При хозяйском подходе к этой проблеме можно на производстве отечественных семян сформировать экспортный потенциал и зарабатывать валюту. Селекционный процесс забросили настолько, что перестали для него даже готовить кадры. В БГСХА обучают по такой специальности только одну группу из 20 человек. Да и тех некуда распределить, они идут рядовыми агрономами в обычные товарные хозяйства.

Необходимо вернуться к отработанному опыту: оригинальные семена должны производить научные центры, элиту и суперэлиту — экспериментальные базы. Следующая ступень — семеноводческие хозяйства. Сегодня здесь хаос.  Более 500 хозяйств занимается семеноводством, а результатов практически нет. Государство вкладывает большие деньги и вправе требовать от производителей качественных семян.  Ведь это будущее сельского хозяйства нашей страны. Если хотите – будущее продовольственной безопасности! Поэтому количество семеноводческих хозяйств должно быть максимально оптимизировано с учетом зональных особенностей, но при этом следует укрепить материально-техническую базу оставшихся. 

Завершая прямую линию с читателями «Сельской газеты», хочу сказать, что проблемы, поднятые во время разговора, будут внимательно изучены специалистами, а возможно, в перспективе будут учтены либо использованы в  работе над поправками в соответствующие законодательные акты. Хочу также пожелать сельчанам не быть равнодушными к судьбе своего поселка или деревни, а занимать активную жизненную позицию при выдвижении кандидатов в депутаты на предстоящих выборах в местные Советы. Туда должны прийти достойные и ответственные люди, от которых будет зависеть в том числе и решение многих социальных проблем на местах.

Василий ГЕДРОЙЦ

Все интервью
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Назначенные Президентом Республики Беларусь

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы