29.11.2018

Больше проектов совместных и нужных

Об итогах V Форума регионов Беларуси и России, проблемах и перспективах дальнейшего развития аграрной политики Союзного государства- председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по региональной политике и местному самоуправлению, депутат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Александр ПОПКОВ

— Александр Андреевич, как Вы оцениваете итоги состоявшегося в Могилеве V Форума регионов Беларуси и России: в политическом аспекте, в экономическом плане, в развитии социально-культурных связей?

— Своей масштабностью, глубиной обсуждаемых проблем и поставленных задач V Форум регионов доказал даже закоренелым скептикам что потенциальные возможности интеграции двух наших экономик очень высоки.

В политическом аспекте Пятый форум регионов показал готовность России и Беларуси к совместным действиям по преодолению современных вызовов и определил точки совместного развития союзных экономик. Это подчеркнули и лидеры наших государств на пленарном заседании. Достаточно вспомнить выступление Владимира Владимировича Путина, в котором Президент России предложил довести уровень взаимного товарооборота до 50 миллиардов долларов.

А белорусский лидер Александр Григорьевич Лукашенко назвал приоритетом межрегионального взаимодействия дальнейшее углубление кооперации и реализацию производственно-кооперационных проектов в машиностроении, деревообработке, пищевой, легкой промышленности.

Прошедший в Могилеве Форум — юбилейный. В пятый раз на его площадках собрались представители регионов наших стран. Именно их сотрудничество двигает вперед Союзное государство Беларуси и России. И чем крепче производственная кооперация, чем больше совместных проектов между предприятиями, тем устойчивее будут экономики двух стран к всевозможным кризисным проявлениям.

V Форум регионов стал центром конструктивного диалога по вопросам, как межрегионального сотрудничества, так и экономической интеграции наших стран в рамках Союзного государства. Итоги этих мероприятий и встреч уже известны: подписано 76 документов больше чем на 500 с лишним милн. долларов. Свыше 70 контрактов на сумму 382 милн. долларов на поставку в Россию техники заключили МТЗ, БелАЗ, «Бобруйскагромаш», «Гомсельмаш».

В целом экономические итоги V Форума уже названы самыми масштабными в истории проведения форумов регионов Беларуси и России.

— Секция, посвященная аграрной политике Союзного государства, стала, пожалуй, самой масштабной и представительной. Большое внимание ее участники уделили проблеме создания совместных селекционно- генетических центров в животноводстве. Почему это так важно сегодня, и какую роль сыграют такие центры в дальнейшем развитии аграрного бизнеса?

— В ближайшие годы как в России так и в Беларуси планируется развивать сельские территории, добиваться самого главного--повышения уровня жизни сельских тружеников.

Сотрудничество в агропромышленном комплексе — наиболее чувствительный вопрос для нас вопрос. К сожалению, мы не всегда находим взаимопонимание на уровне министерств и «разруливать ситуацию» приходится главам наших государств. Не думаю, что это правильно.

Во многих регионах России белорусов знают как добросовестных и надежных партнеров, а белорусскую продукцию ценят и любят. И чтобы не было каких-то разногласий и недопонимания, считаю важным прийти к обоюдному взаимовыгодному решению о создании единой аграрной политике Союзного государства.

Как известно, почти каждый российский регион развивает прямые торговые отношения с Беларусью. Это дает дополнительные возможности для кооперации, которые обязательно нужно использовать. Создание совместных крупных производств, агропромышленных кластеров — одно из наиболее перспективных направлений деятельности в рамках Союзного государства. Это общепринятая мировая практика и ее нужно взять на вооружение. Этот посыл был главным во время работы секции «Аграрная политика Союзного государства: опыт, проблемы, перспективы».

Вопрос создания совместных селекционно-генетических центров очень актуален для Беларуси и России. Идея это не нова. Она была озвучена нашим Президентом два года назад в Минске. Более того, Высшим Государственным Советом Союзного государства принято Постановление о сотрудничестве в сфере агропромышленного комплекса Союзного государства. К сожалению, несмотря на все усилия белорусских ученых, их предложения были приняты российской стороной не сразу. Вместе с тем, вопрос создания совместных селекционно-генетических центров является скорее стратегическим, с посылом на перспективу. В животноводстве как в России, так и в Беларуси накоплен многолетний научный и практический опыт по совместной организации селекционно-племенной работы. Однако в последнее десятилетие определилась устойчивая тенденция развития отраслей животноводства с ориентацией на импортные технологии, особенно племенной продукции. Такая ситуация ставит в полную зависимость как наши сельхозпредприятия, так и российские. Если по каким-то причинам наши западные партнеры не станут поставлять племенной материал, к примеру, для птицеводства (доля его закупок по некоторым позициям составляет 100%), то можно представить, к каким последствиям это может привести.

Учитывая важность этой проблемы, мы подготовили предложения для создания специальной программы Союзного государства по совместным селекционно-генетическим центрам.

Прежде, чем выносить этот вопрос на более высокий уровень, мы обсудили его на Международной научно-практической конференции, которая состоялась накануне проведения V Форума Регионов на базе Белорусской сельскохозяйственной академии. В ней приняли участие депутаты обеих стран, представители профильных министерств, ученые и ректоры учебных заведений России и Беларуси.

На конференции были обсуждены вопросы создания единых специализированных селекционно-генетических центров, разработки систем машин сельскохозяйственного назначения Союзного государства, развития систем профессионального и высшего аграрного образования в Союзном государстве.

Мы не сразу пришли к единому мнению. Спорили, обсуждали, в итоге согласовали все проблемные вопросы. Более того, Межпарламентской комиссией Совета Республики и Совета Федерации по межрегиональному сотрудничеству одобрен проект Концепции Союзного государства под названием: «Формирование конкурентоспособной базы генетических ресурсов в системе субъектов племенного животноводства Союзного государства». В нем Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации предложено разработать проект программы Союзного государства в целях формирования конкурентоспособной базы племенного животноводства и обеспечения продовольственной безопасности Союзного государства.

Должен сказать, что аграрная политика Союзного государства – это, пожалуй, самое перспективное и плодотворное направление нашей совместной деятельности, которое необходимо развивать в соответствии с требованиями времени.

Уверен, что будущее за информационными технологиями в том числе и в аграрной отрасли. С учетом этого мы должны формировать и Союзные программы и совместные производства по выпуску сельскохозяйственной продукции, техники и т.д.

Итогом обсуждения проблем аграрного сотрудничества в рамках Союзного государства стало подписание соглашений и прогнозных балансов поставок продовольствия на 2019 год. Цена вопроса для Беларуси – более 2 с половиной миллиарда долларов.

Кроме того, между Могилевским государственным университетом продовольствия и Московским государственным университетом пищевых производств заключено соглашение о сотрудничестве в области научных разработок.

— Во время работы аграрной секции обсуждался также и вопрос повышения качества подготовки специалистов и повышения уровня аграрного образования. С чем это связано?

— Приведу только один пример: в сельскохозяйственных организациях Беларуси занято 55,4 тыс. руководящих работников и специалистов. Из них высшее образование имеют только 45,5 %.

В агропромышленном производстве Российской Федерации занято 420 тыс. руководителей и специалистов, высшее образование только у 35 %.

Мы говорим сегодня об инновационном развитии сельского хозяйства, основанном на применении современных достижений науки, IТ-технологий. Для этого необходима опережающая подготовка специалистов, владеющих современными знаниями и обладающих навыками управления инновациями в производстве.

Мы предлагаем в рамках программы Союзного государства создать современные образовательные центры кадрового обеспечения АПК. Такая интеграция систем аграрного образования позволит аккумулировать и анализировать научные знания, лучший производственный опыт. Затем трансформировать это в образовательный процесс и далее внедрять в производство.

— Александр Андреевич, каковы, на Ваш взгляд, дальнейшие перспективы развития регионального сотрудничества в рамках Союзного государства?

— Перед Россией и Беларусью сегодня стоит задача повысить уровень жизни населения особенно в регионах. Для этого нашим государствам необходимо удвоить ВВП к 2025 году, четко определить точки роста, которые будут формировать экономику Союзного государства. В этом направлении нам необходимо выработать современные подходы к совместным образовательным программам, подготовке кадров, гармонизации законодательства.

Я всегда говорил и не устаю повторять, что только финансовая устойчивость регионов позволит сформировать доходную часть бюджета, которая будет направлена на решение перспективных задач по их развитию. Поэтому речь идет о создании перспективных производств, способных выдержать любую конкуренцию. У России и Беларуси много общего, объединив усилия по многим направлениям, мы сможем добиться высоких результатов, и даже стать мировыми лидерами.

Сейчас наша страна один из основных торговых партнеров РФ. У Беларуси торговые отношения с 80 российскими регионами из 85. За последние годы экономические связи областей и городов Беларуси с субъектами и городами России значительно расширились, мы вместе выходим на евразийское пространство. В этом большая перспектива в дальнейшем развитии нашего сотрудничества на уровне областей, районов и даже крупнейших предприятий.

В Беларуси около 2,2 тыс. организаций с российским капиталом, в том числе более 1,3 тыс. совместных предприятий, что составляет почти 40 процентов от общего количества организаций с иностранным капиталом, работающих в Беларуси. За последние 5 лет в реальный сектор экономики Беларуси инвестировано около 30 млрд. долларов США российского капитала (80 процентов из них — это прямые инвестиции).

На территории 40 субъектов Российской Федерации зарегистрировано 45 совместных сборочных производств. Создано 154 субъекта товаропроводящей сети с белорусским уставным капиталом.

Нам требуется сейчас обоюдное понимание необходимости единства совместных действий в реализации уже достигнутых договоренностей и принятых программ, в том числе и в рамках Союзного государства.

— Какие ближайшие шаги должны быть сделаны по реализации решений, принятых на V Форуме регионов Беларуси и России?

— В итоговом решении Форума даны рекомендации правительствам России и Беларуси сформировать единые подходы к методам государственного регулирования экономики на национальном и региональном уровнях, способствовать реализации единой согласованной агропромышленной политики государств.

Мы должны проводить в жизнь единую научно-техническую, производственную, образовательную и торговую политику в агропромышленном производстве и машиностроении, в образовании, и социальной сфере. Способствовать эффективному развитию науки и системы подготовки кадров. Нам необходимо ускорить разработку мер, направленных на дальнейшую гармонизацию белорусского и российского законодательства в соответствии с международными правилами и требованиями во всех областях включая производство сельскохозяйственной продукции для нужд Союзного государства. Это будет способствовать повышению ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Подытоживая все сказанное, хочу подчеркнуть, что прошедший V Форум регионов Беларуси и России подарил немало новых идей и направлений сотрудничества и стал отправной точкой для дальнейшей интеграции в рамках Союзного государства.

— Александр Андреевич, спасибо за интервью.

Беседовала Наталья Жаркевич

Все интервью
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Назначенные Президентом Республики Беларусь

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы