14.12.2017

Борьба с наркотиками - вопрос национальной безопасности








В Государственной Думе впервые под эгидой ООН прошла Международная конференция «Парламентарии против наркотиков». В Москву съехались представители законодательных органов власти из 42 стран. Председатель Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики в интервью «СВ» рассказал о том, как в борьбе с этой острой проблемой могут помочь депутаты и какой успешный опыт пора перенимать России и Беларуси

ОТ СВОБОДЫ ДО АБСУРДА

- Сегодня в мире об угрозе наркотиков больше говорят, чем делают, а парламентарии могут повернуть ситуацию в нужное русло, - рассуждает Сергей Рахманов. - В любой стране народные избранники свободнее в действиях и высказываниях, чем представители исполнительной власти. Нынешняя конференция нужна, чтобы создать постоянную платформу для общения. Только объединив усилия, можно системно решать проблему и довести дело до конца.

Сейчас Россия - драйвер межпарламентского антинаркотического движения. И Беларусь ее максимально поддерживает. Действуем синхронно. Республика - одна из стран, где наркотрафик и наркомания жестко пресекаются правоохранительными органами. Больше того, в этом году на сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Минске приняли белорусскую резолюцию, направленную на борьбу с появлением новых психотропных веществ. Связка наших стран будет весьма действенной в борьбе с наркотиками, пресечении новых методов производства синтетических наркотиков.

- Много ли у наших стран реальных партнеров в этом вопросе?

- Меньше, чем хотелось бы. Большинство специалистов традиционно ориентированы на оценку последствий употребления наркотиков, а не на первопричины. А ведь эта проблема комплексная, и рассматривать ее надо вкупе с террористической угрозой, проблемами социальной и экономической сферы, порождающими неравенство стран и людей, и либеральным капитализмом с ориентацией на получение прибыли всевозможными способами. Во многом в сложившейся ситуации виновата политика западных государств - они должных мер для пресечения наркотрафика не принимают.

Мало того, под стереотипы западной псевдодемократии о свободе слова, личности, действий зачастую подпадает и свобода употребления наркотиков. Не секрет, что во многих странах так называемые «легкие наркотики» уже разрешены. Кто-то даже говорит о том, что бороться с наркотиками вообще не надо - мол, дорого и неэффективно. В интернете и СМИ гуляет неадекватная информация, ориентирующая молодежь принимать якобы безвредные наркотики. Полный абсурд.

РИТОРИКА БЕСПОЛЕЗНА

- Кто же тогда может быть союзником в борьбе с наркотиками?

- Здравомыслящие люди, политики, страны. Надо привлекать страны Азиатского региона, Латинской Америки, страдающие от этой проблемы. Европа стала опасной зоной наркопреступности, одним из основных потребителей. Нельзя сказать, что правительства западных стран эффективно борются с этим злом - эту мысль высказали многие участники конференции и предложили парламентариям апеллировать не к власти, а к народам этих государств. Только люди могут заставить свои правительства перейти от слов к делу.

- На конференции говорили о значении некоммерческих организаций (НКО). Они тоже могут помочь? Как считаете, надо привлекать гражданское общество?

- Конечно, ведь только законодательными мерами это зло не победить. Надо объединять усилия с исполнительной властью, гражданскими некоммерческими организациями, силовиками и другими структурами. Дипломатия бывает официальная, парламентская, народная. Привлекать надо всех, кто действительно заинтересован в решении проблем. Отличный пример - борьба с террористами в Сирии. С Запада было много бесполезной риторики, а реальные действия были сделаны Россией и некоторыми другими странами. Примерно так же надо и с наркомафией бороться. Сторонников у России становится больше, значит, движение идет вперед. Путь будет трудным: все слишком далеко зашло. В некоторых странах борьба с наркотрафиком - это прямой вопрос национальной безопасности. Но при правильной траектории движения победа возможна.

БЕГ НАПЕРЕГОНКИ

- С чего начать предложили бы лично вы?

- С координации ресурсов и усилий международного сообщества и мобилизации воли, которую сегодня демонстрируют Россия и союзники. Важно разработать действенные механизмы искоренения первопричин возникновения наркомании. Нужна научно-педагогическая основа, а также соответствующее оборудование, технологии. Работать на опережение. К сожалению, из-за неактивной позиции международного сообщества на опережение работают сами наркодельцы. Они вообще в выгодном положении, поскольку имеют возможность за хорошие деньги привлекать ученых для разработки новых молекулярных структур.

Наша задача - активнее привлекать спецслужбы, проводить серьезную информационную работу. Только проповедовать здоровый образ жизни недостаточно: надо показывать опасность воздействия наркотиков на организм, на сознание и интеллект. Информационная война с наркотиками должна стать массовой кампанией, которая подавит пропаганду наркодельцов, вкладывающих в маркетинг большие деньги. Россия и Беларусь обладают огромным потенциалом в области информационных технологий, который по некоторым направлениям превосходит потенциал многих стран. Мы - в числе мировых лидеров, поэтому могли бы добиться хорошего результата.

- Нужны ли союзные программы по борьбе с наркотиками?

- Это было бы правильно и очень своевременно. Союзные ученые могли бы, например, провести тщательный анализ причин возникновения наркомании и разработать действенные механизмы их искоренения.

Раз уж у нас зашел разговор о программах, то выскажу свою точку зрения: нужно реструктурировать подход к разработке и принятию союзных программ, чтобы усилить их интеллектуальную, стратегическую составляющую. Мы должны заниматься вопросами, способными радикально влиять на развитие Союзного государства с точки зрения экономики, социальной политики 
и продвижения его имиджа за пределами Беларуси и России. Экспертное сообщество аналитиков России и Беларуси могло бы разработать, например, программу для повышения эффективности принимаемых в Союзном государстве мер как внутри, так и на внешней арене. А лучшие специалисты России и Беларуси предложили бы имиджевую программу, реализация которой будет способствовать адекватному восприятию Союзного государства за пределами наших стран.
Все интервью
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Назначенные Президентом Республики Беларусь

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы