08.10.2018

Форум регионов стал эффективной площадкой для диалога по вопросам интеграции и межрегионального сотрудничества

Крупнейшим событием этой осени обещает стать V Форум регионов Беларуси и России, который пройдет в Могилеве 10-12 октября. В областном центре ожидают более 20 российских губернаторов. География широкая — от Московской области до Ханты-Мансийского автономного округа. Приедут в Могилев и 17 руководителей представительных органов власти регионов России. Планируется, что в этом году будет подписано более 70 документов о сотрудничестве — на межправительственном, областном и районном уровнях. Форум регионов традиционно проводится под эгидой верхних палат белорусского и российского парламентов. Об особенностях и ключевых темах нынешнего, юбилейного форума, перспективах двустороннего сотрудничества в АПК и гармонизации законодательств рассказал Председатель Совета Республики Михаил Мясникович.

- Михаил Владимирович, несколько дней остается до юбилейного V Форума регионов Беларуси и России. В чем его особенности? Какое значение в целом имеет форум для укрепления связей между двумя странами?

- Форум регионов — это ключевой проект регионального сотрудничества Беларуси и России, эффективная площадка для партнерского диалога по вопросам экономической интеграции и межрегионального сотрудничества. Это и инструмент обратной связи: возможность услышать мнения с мест и предложения руководителей регионов, представителей органов местного самоуправления. Тематика основных и сопутствующих мероприятий форума охватывает важнейшие аспекты двусторонней повестки: продовольственная безопасность, согласованная промышленная и социально-экономическая политика, кооперация в сфере высоких технологий и инноваций, молодежная политика.

За годы существования Союзного государства Беларусь и Россия достигли высокого уровня промышленной и научно-технической кооперации. И резервы не исчерпаны. Наша задача заключается в том, чтобы не только сохранить динамику двустороннего взаимодействия, но и заметно прибавить к тому, что имеем. Об этом будем говорить на предстоящем форуме. Важный элемент этой работы — унификация и гармонизация национальных законодательств. Именно этот процесс может обеспечить функционирование единых рынков, свободу передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы — те стратегические цели, к которым мы стремимся.

Центральным событием V Форума регионов станет пленарное заседание на тему «Приоритетные направления развития регионального сотрудничества как ключевого фактора интеграции и союзного строительства», которое пройдет с участием президентов Александра Лукашенко и Владимира Путина. Эта тема выбрана не случайно, ведь связи между регионами становятся все более значимым фактором укрепления белорусско-российского партнерства — в торгово-экономической сфере, науке, образовании, здравоохранении и других областях.

Секции будут работать по пяти тематическим направлениям: аграрная политика, развитие цифровой экономики, международная деятельность и экономическая безопасность, унификация и гармонизация законодательства, социальная и гражданская активность молодежи. Значимым элементом программы форума станет заседание межпарламентской комиссии Совета Республики и Совета Федерации по межрегиональному сотрудничеству, участники которого обсудят не только перспективы укрепления межпарламентских связей, но и роль парламентского измерения в развитии двусторонних отношений.

Важно, что в проект итогового документа форума включены предложения и инициативы, озвученные на неделе интеграции в Могилевской области, слете студенческих отрядов, молодежном форуме, заседании союзов женщин Могилевской и Тульской областей и других.

- Когда говорят об эффективности форумов регионов, акцент нередко делают на суммах контрактов.

- Безусловно, ведь это важная составляющая программы форума. В этом году в нее впервые включен Совет делового сотрудничества, который соберет руководителей субъектов хозяйствования двух стран. Такие встречи содействуют не только укреплению бизнес-контактов, сближению наших позиций по многим вопросам, но и придают импульс совместным проектам. Здесь у нас большой потенциал.

Полагаю, нам следует более интенсивно развивать промышленную кооперацию, активнее взаимодействовать в инвестиционной сфере, переходить к масштабным союзным проектам, в том числе региональным. Перспективными в этом плане являются такие направления, как большая химия, электроника, фармакология, биотехнологии, IT-индустрия и другие. В союзные проекты можно привлекать и компании из третьих стран.

Тот факт, что с каждым годом число подписанных на форуме коммерческих контрактов и соглашений растет, говорит о востребованности этой площадки. К примеру, если на II Форуме регионов в Сочи было заключено контрактов на общую сумму $230 млн, на третьем в Минске - уже более чем на $300 млн, на четвертом в Москве - свыше $400 млн. За время проведения форумов подписано 139 соглашений о сотрудничестве, заключено экспортных коммерческих контрактов на сумму более $930 млн. Все это в конечном счете работает на укрепление экономического потенциала наших стран, способствует созданию новых рабочих мест и росту благосостояния людей.

В этом году об объеме подписанных контрактов говорить пока преждевременно, работа продолжается. Но большинство регионов Беларуси прибавляют к прошлогодним объемам.

- Какими вам видятся перспективы сотрудничества Беларуси и России в сельском хозяйстве? В 2010 году была одобрена Концепция единой аграрной политики. Не пора ли модернизировать этот документ или предложить новый?

- Согласованная агропромышленная политика должна проводиться на основе принципов равенства и учета интересов обеих сторон. В Союзном государстве проделана серьезная работа в этом направлении. Принят ряд соглашений по формированию единых подходов в области регулирования качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, создана определенная правовая база в сфере агропромышленного комплекса. В Союзном государстве апробирована практика подготовки прогнозных балансов по основным группам продовольствия, выработки единых правил государственной поддержки сельского хозяйства и единых подходов к ветеринарному и фитосанитарному контролю.

Полагаю, в дальнейшем совместные усилия должны быть направлены на удовлетворение потребностей общего аграрного рынка, а также наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. С учетом этого нашим странам важно продолжить работу по согласованию действий по защите интересов сельхозпроизводителей, договориться о конкретных шагах по обеспечению ветеринарного и фитосанитарного контроля на основе единых требований и правил. Все эти темы станут предметом обсуждения на предстоящем форуме.

Речь также пойдет о поддержке аграрного образования и науки, развитии социальной инфраструктуры и улучшении жизни на селе, перспективах формирования инновационных систем животноводства, создании единых специализированных селекционно-генетических центров.

- Одно из секционных заседаний форума будет посвящено сотрудничеству регионов в контексте развития цифровой экономики. Чем в этом плане Беларусь и Россия могут быть полезны друг другу?

- Цифровизация экономики — это не просто модный тренд, а условие глобальной конкурентоспособности современных экономик. В Беларуси сформированы и успешны целые школы в IT-сфере. Тысячи людей обладают уникальными знаниями и опытом, а компании имеют стабильные контракты. Но эта область деятельности развивается очень бурно, повсеместно востребована, и довольствоваться старым багажом недопустимо. Надо серьезно совершенствоваться. Безусловно, это взаимовыгодный процесс, ведь нам есть чем поделиться друг с другом.

Среди ключевых направлений — отработка задач информационной безопасности, общих правил безопасности в цифровой среде, унификация подходов к регулированию цифровых активов, гармонизация законодательной базы, в том числе создание единого правового пространства в сфере цифровой экономики. Предстоит также сконцентрировать ресурсы и кадровый потенциал для реализации цифровых проектов в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, транспорте.

- Как вы оцениваете степень гармонизации законодательства в Союзном государстве? Какие шаги в этом направлении важны принципиально?

- Одна из целей Договора о создании Союзного государства — формирование единого экономического пространства. А гармонизация и унификация законодательства являются средствами ее достижения. В данном направлении сделано немало, в Союзном государстве обеспечены равные права граждан в ключевых сферах жизни, таких как труд, социальная защита, образование, здравоохранение и др. Отдельные отрасли законодательства, например, гражданское, трудовое, в целом уже гармонизированы, то есть в них закреплены схожие подходы к правовому регулированию.

Большую роль в процессе сближения законодательства сыграла евразийская интеграция. Она позволила в значительной степени унифицировать и гармонизировать многие важные сферы: таможенное регулирование, государственные закупки и другие. Но это стало возможным в том числе благодаря той огромной работе, которая была проведена в Союзном государстве.

Потенциал дальнейшего сближения имеется. Но мы не рассматриваем этот процесс как самоцель. Важно определить те сферы, гармонизация и унификация которых даст нашим странам обоюдную выгоду: будет способствовать усилению инвестиционного потенциала, производственной кооперации и, самое главное, улучшит жизнь наших граждан.

Сейчас разрабатывается Концепция сближения законодательства государств — участников Договора о создании Союзного государства. Совет Республики очень активно работает над этим документом. Внесены конкретные и, что важно, системные и взаимовыгодные для сторон предложения. Об этом и новых идеях я планирую говорить в своем выступлении на форуме 12 октября. Полагаю, что и другие участники активно готовятся. Будет интересно.


Все интервью
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Назначенные Президентом Республики Беларусь

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы