31.10.2019

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА: Наступит ли эра экономики знаний?

Модель образования «один диплом на всю жизнь» устарела окончательно. Современным стандартом становится Lifelong learning — постоянная актуализация знаний, регулярное наращивание компетенций. Классическая учебная программа вуза «научит учиться», поможет сформировать системное мышление. Инженерное или креативное — зависит не только от вуза, но и от студента.

Пока нашу повседневность проектируют люди с инженерным мышлением — именно они создают технологическое окружение. Но когда автоматизация приобретает глобальные масштабы, вырастает ценность креативного мышления. Наступит ли эра креативной экономики — экономики знаний?

Значение новаций в высшем образовании обсуждаем с первым заместителем министра образования Ириной Старовойтовой. Она курирует в Республике Беларусь высшую школу и научную деятельность.

НАВЫК & SKILL

— Ирина Анатольевна, с учетом того, что схема «один диплом на всю жизнь» перестает быть эффективной, каким вам видится развитие последипломного образования и институтов переподготовки кадров?

— В современном мире верен принцип «образование через всю жизнь». Огромный поток информации, повсеместная цифровизация обеспечивают постоянные изменения. Срок устаревания знаний сократился до трех лет! Постоянное совершенствование, а значит, создание условий, среды, мотивирующей и позволяющей получать новые знания через разные формы обучения, — важная составляющая. У нас более 400 организаций, которые осуществляют повышение квалификации в различных формах обучения. В настоящее время в Республике Беларусь в системе дополнительного образования взрослых повышение квалификации руководящих работников и специалистов организовано по всем 15 профилям образования, переподготовка кадров — по 383 специальностям.

45 СТАНДАРТОВ

— Как адаптируется к автоматизации система высшего образования?

— Появление новых технологий должно иметь соответствующее отражение в системе подготовки кадров. Поэтому для нас актуально взаимодействие заказчиков кадров с высшими учебными заведениями. В рамках развития Стратегии национальной системы квалификации при Совете Министров Республики Беларусь создан Национальный совет по развитию системы квалификаций, который определит приоритеты и будет координировать работу по формированию секторальных советов квалификаций, разработке профессиональных стандартов, формированию системы независимой оценки и сертификации квалификаций.

 

  • Профессиональные стандарты — это тот компонент, который позволит содержательно объединить идеи, мысли о том, каким должен быть будущий специалист для предприятия. Профессиональные стандарты необходимы нанимателю при найме работников и регламентации их трудовой деятельности, разработке должностных инструкций, организации дальнейшего профессионального развития работников.

 

Специалисты и абитуриенты могут пользоваться профстандартами при выборе квалификаций, определении путей и способов их достижения, планировании направлений обучения и профессиональной подготовки, определении перспектив трудоустройства и карьерного роста.

На основе профессиональных будут развиваться образовательные стандарты — при установлении квалификаций, по которым необходимо готовить кадры, с определением в том числе новых специальностей. Это стратегическое направление, которое мы реализуем совместно с министерством труда и социальной защиты, другими ведомствами.

Планируем до 2022 года разработать 45 профессиональных стандартов.

— Как изменится модель образования в ближайшие пять лет?

— В проекте Кодекса об образовании типовая учебно-программная документация будет заменена на примерную. Это даст вузам возможность быстрее реагировать на изменения рынка труда. Типовые программы требуют длительного согласования, а примерная учебно-программная документация создается и утверждается в учреждении образования.

Также среди планируемых изменений — применение системы зачетных единиц, переход на модульную систему формирования программ.

В этом году мы перешли на научно-ориентированную магистерскую подготовку: заменены практически все образовательные стандарты второго уровня высшего образования, исключено какое-либо дублирование. Созданы новые программы, все учебные дисциплины имеют инновационный характер, укрупнены специальности магистратуры, диверсифицированы сроки обучения, использован компетентностный подход к описанию результатов обучения, оптимизирована аудиторская нагрузка, введена внешняя экспертиза содержания учебно-программной документации, которая охватывает все уровни профессионального образования.

Сегодня магистратура ориентирована на подготовку специалиста, который готов работать в научной сфере, реализовывать себя и продолжать научно-исследовательскую работу.

Мы видим перспективность в развитии дистанционной формы обучения. В настоящее время такая форма обучения есть, она активно используется при подготовке технических специалистов, в БГУИиРе, в системе повышения квалификации. Согласно мировой статистике при дистанционном обучении на первой ступени высшего образования до «финала» — получения диплома — доходят не более 20% слушателей. Эта форма требует высокой степени самоконтроля и самодисциплины.

В части организации учебного процесса будет сделан акцент на использование набора новых инструментов: смешанные технологии (индивидуальное, дистанционное, инверсивное и другое обучение), облачные технологии, технологии, трансформирующие рабочее пространство педагога и обучаемого, технологии гибридной реальности и персонализации образовательного процесса.

 

  • Совершенствование системы высшего образования мы связываем с усилением роли университетов в инновационном и экономическом развитии государства. В новую сферу деятельности университетов входят разработка и трансфер технологий, коммерциализация результатов научной деятельности, вывод научно-технической продукции на рынок.

 

КТО ЗАКАЗЫВАЕТ КАДРЫ?

— Многие слышали от своих первых работодателей: забудьте, чему вас учили в университете, и запоминайте, как все устроено на предприятии. Сегодня заказчики кадров — предприятия — приглашают специалистов, уже обладающих определенным набором компетенций, и не готовы тратить время на переобучение. Сами студенты готовы изучать только то, что в первую очередь будет необходимо для работы. Насколько активно предприятия ведут себя при «заказе» кадров?

 

  • — Да, конкурентоспособность предприятий определяется в том числе их кадровым потенциалом. При определении стратегии развития предприятия вопросы привлечения и подготовки кадров, в том числе во взаимодействии с учреждениями образования, являются одними из важнейших.

 

Механизм взаимодействия учреждений образования с нанимателями при подготовке специалистов закреплен законодательно: организации-заказчики определяют объем заказа на подготовку кадров, участвуют в создании и реализации образовательных программ. Учреждения образования в свою очередь обеспечивают подготовку специалистов с требуемым объемом и набором компетенций. Также в настоящее время действует автоматизированная система прогнозирования потребности в кадрах. Но если предприятие не входит в систему, мы не можем знать, какие кадры ему необходимы сейчас и в каких оно будет заинтересовано в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Система образования открыта. Механизмов взаимодействия достаточно: создание отраслевых лабораторий, в том числе на базе предприятий, создание учебных центров крупных компаний на базе вузов и так далее. Однако мы видим недостаточный интерес предприятий в научных работниках.

Еще один важный вопрос: появление новых технологий в учебных заведениях. Без постоянного обновления материально-технической базы, без наличия новых технологий в обучении сложно представить подготовку современных специалистов. Мы понимаем, что не так много организаций, которые могут позволить себе передать в учебный центр дорогостоящее оборудование. Поэтому нами создаются центры коллективного пользования. Разработано положение о сетевом взаимодействии, на уровне ПТУ работают 47 ресурсных центров.

Обеспечение взаимодействия сферы образования и бизнеса является основополагающим фактором дальнейшего совершенствования системы высшего образования. Назрела острая необходимость перехода на качественно иной уровень взаимодействия: вместо формального участия в подготовке образовательных стандартов и проведении итоговой аттестации обучающихся бизнес-сообщества (наниматели) должны стать инициатором формирования секторальных советов нанимателей, формулирующих и определяющих требования к профподготовке в соответствии с реальными потребностями различных секторов экономики.

Мы надеемся на то, что субъекты хозяйствования будут активнее включаться в соответствующую работу, так как это одно из важнейших условий эффективной подготовки кадров и в целом развития государства.

— На какие данные опирается министерство образования при формировании планов приема в вузы?

— Система прогнозирования кадровых потребностей экономики постоянно совершенствуется. Министерство экономики ежегодно разрабатывает демографический прогноз на пятилетний период по республике, областям и городу Минску, а министерство труда и социальной защиты — прогноз баланса трудовых ресурсов. На основе этих данных министерство труда и социальной защиты формирует потребность экономики в кадрах на пятилетний период по профессионально-квалификационным группам и предоставляет министерству образования, другим учредителям учреждений образования эту информацию для использования при формировании контрольных цифр приема в учреждениях высшего, среднего специального, профессионально-технического образования.

 

  • Сводный заказ на подготовку кадров (по специалистам — на десять лет, по рабочим кадрам — на пять лет) формируют и ежегодно уточняют органы государственного управления в соответствии с кадровой потребностью своих подчиненных организаций по конкретным специальностям.

 

Организации одновременно с подачей в органы государственного управления сведений о кадровых потребностях заключают договоры или подают заявки на подготовку специалистов и рабочих в соответствующие учреждения образования. Частные организации (например, резиденты ПВТ) также могут принимать участие в прогнозировании, заключать договоры, подавать заявки на подготовку специалистов.

Контрольные цифры приема формируются на основе этих договоров и заявок с учетом предоставленной министерством труда и социальной защиты информации, результатов приема и распределения прошлого года.


 ИРИНА СТАРОВОЙТОВА, первый заместитель министра образования, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

— Промышленным предприятиям необходима постоянная модернизация. если термин «модернизация» применим в основном к оборудованию, какое обновление знаний будет в новой реальности?

— Применительно к высшей школе термин «модернизация» допустим, но я бы предпочла «совершенствование.


ВЫСШАЯ ШКОЛА БУДУЩЕГО

Идеальный формат для высшей школы еще предстоит найти. Для этого нужно анализировать международный опыт, видеть перспективы развития экономики и понимать, что является приоритетом. Университеты не должны угадывать, какие компетенции персонала могут понадобиться предприятиям, когда и в каком объеме. Реальный сектор постепенно осознает себя заказчиком кадров, и это один из важнейших компонентов успеха в поиске оптимального формата высшей школы.

Как скоро промышленные предприятия будут приглашать на работу креаторов? Пока для искусственного интеллекта креативность остается недоступной, для экономики знаний будут нужны не просто интеллектуалы, а люди с творческим мышлением. Те, кто генерирует идеи, меняющие реальность. Уже сегодня ценность идеи выше цены продукта. В будущем разница между ними будет только расти.

Ольга Спехова,
Портал Нефтехимия
Все интервью
Территориальное представительство
Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы