27.04.2017

Мероприятия ЦЕИ и ПА ОБСЕ для Беларуси стратегически важны

В Беларуси на 2017 год намечено немало политических мероприятий международного масштаба, которые пройдут под эгидой Центрально-Европейской инициативы и Парламентской ассамблеи ОБСЕ. В них будут задействованы и парламентарии, и министры, и бизнесмены. О том, какие возможности открывает для Беларуси преодоление этого политического трамплина, в беседе с корреспондентом БЕЛТА рассуждал председатель Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности, бывший посол в Японии Сергей Рахманов.

 

- Сергей Кимович, о председательстве Беларуси в Центрально-Европейской инициативе пока известно не так много. Что нам это даст?

 

- Что касается мероприятий ЦЕИ, за подготовку которых в том числе отвечает Совет Республики, в Минске в 2017 году пройдут два ключевых заседания: в мае - Парламентского комитета, в ноябре - Парламентской ассамблеи. Эта инициатива объединяет 18 стран Центральной и Южной Европы, в числе которых такие перспективные для нас торгово-экономические партнеры, как Австрия, Италия, Венгрия, Сербия, Польша.

 

Многие из стран, входящих в ЦЕИ, сейчас находятся не в самом лучшем положении. Бывшие югославские республики потеряли экономические позиции, которые у них были раньше, некоторые из них вообще оказались несостоятельными - зависят от импорта продовольствия, товаров. Уровень ВВП некоторых снизился в два раза по сравнению с тем периодом, когда существовала советская система. Другие испытывают серьезные проблемы с миграцией. В Европе существуют разные линии поведения в отношении мигрантов, формируется блок государств, которые не солидарны с позицией ключевых стран ЕС в этом плане. Поэтому еще в большей степени, чем страны ОБСЕ, члены ЦЕИ хотели бы свежего воздуха, который они могли бы вдохнуть здесь, в Беларуси. Это подтверждает и визит заместителя генерального секретаря ЦЕИ Эрика Черновица. Он был в Беларуси, мы обсуждали многие вопросы. Он хорошо знаком с нашей страной и признался, что ожидает положительного эффекта от будущих мероприятий.

 

В качестве основного лозунга председательства в ЦЕИ выдвинут тезис интеллектуализации общества и экономики. Этот тезис очень важен и позволяет нам отталкиваться не только от интересов одной страны или небольшой группы стран, а от интересов сообщества. Благодаря этому можно было бы избежать многих проблем, которые накапливаются в мире. И пока тенденции на улучшение складывающейся ситуации не видно. Поэтому странам Центрально-Европейской инициативы, которые подвержены кризисным явлениям, охватившим Европу, нужен своего рода интеллектуальный обмен, и мы как председательствующая сторона постараемся такую возможность предоставить. Интеллектуализация - это и есть всесторонняя аналитика, которая позволит выслушать разные точки зрения, найти консенсус, а не просто следовать какой-то позиции, которая навязывается извне. Мы ведем такой диалог постоянно, не только в рамках ОБСЕ или ЦЕИ, но и просто во время контактов с нашими партнерами, в том числе с западными. Так что во время мероприятий гости смогут не только посмотреть страну, но и услышать наше мнение по вопросам безопасности, демократии и прав человека.

 

Кроме того, в ЦЕИ входит ряд развитых стран, с которыми нам интересно развивать отношения в самых разных сферах. Поэтому, разумеется, мы не будем ограничиваться только политическим измерением и парламентскими вопросами. Предполагаю, что речь пойдет о совместных производствах, которые можно было бы организовать в перспективе, о взаимодействии в научно-технической сфере и в плане туризма.

 

- Одно из ключевых политических событий этого года - 26-я летняя сессия ПА ОБСЕ, которую Беларусь готовится принимать в июле. Какова будет функция сенаторов в мероприятиях Парламентской ассамблеи?

 

- Роль как сенаторов, так и депутатов будет на этих мероприятиях весьма значительной, потому что именно они будут основными действующими лицами. Естественно, парламентарии будут причастны к выработке тех решений, которые будут приниматься во время работы ассамблеи. Ожидания наших европейских партнеров понятны, и я не думаю, что они кардинальным образом изменятся. Европа сейчас ищет новые подходы для решения своих проблем, она нуждается в стабильности. Беларусь в этом плане представляет очень большой интерес. Ситуация в нашей стране известна - здесь низкий уровень преступности, нет тех противоречий, которые накопились исторически и взрывообразно проявляются в Европе, - межрелигиозные, межнациональные, например. Так что решение о проведении 26-й летней сессии ПА ОБСЕ в Минске было во многом определено взвешенной политикой нашей страны на протяжении длительного времени. Для нас важно серьезно подойти к подготовке документов, которые будут приниматься, и показать свои активы. Обычно мнение людей радикально меняется в лучшую сторону после визита в Беларусь. Таких примеров очень много. Мероприятия ПА ОБСЕ важные, стратегически важные, и к ним нужно соответствующим образом относиться, так же как и к мероприятиям ЦЕИ.

 

- Помимо деятельности в Совете Республики, вы являетесь председателем комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики. Как продвигается сотрудничество двух наших стран в этой сфере?

 

- Уже на первых двух заседаниях белорусско-российской комиссии мы поставили вопрос о развитии отношений с такими важными структурами, как АСЕАН и Латиноамериканский парламент, что позволит продвигать наши интересы в различных регионах. Примечательный момент - мы предварительно договорились с российской стороной (сейчас этот вопрос обсуждается), чтобы впервые в истории начать взаимодействовать в формате "2+2". Это значит, две комиссии по международным делам от российского парламента плюс две комиссии - от белорусского. Мы начнем собираться в таком составе, координировать свои позиции накануне важных мероприятий, подобных ПА ОБСЕ. И в целом это поможет нам выработать единую позицию, платформу в отношении каких-то стран, регионов. В том числе планируется обсуждать вопросы экономического толка. На нашем внешнем белорусско-российском контуре такой координации раньше не обеспечивалось.

 

- У вас есть хороший дипломатический опыт - последние несколько лет вы работали в должности посла Беларуси в Японии. Главным образом благодаря вашим стараниям этим летом в Беларусь прибудут представители 150 японских компаний. Какой планируется программа их пребывания?

 

- Вопрос приезда такого количества представителей японских фирм готовился не один год. До этого у нас уже было немало представителей японского бизнеса, которые знакомились с Беларусью, посещали предприятия и делали выводы. Затем проводилась соответствующая информационная кампания в Японии, и только после этого появилась возможность пригласить такое количество бизнесменов. Раньше уже был прецедент, когда почти сто представителей японских IT-фирм приезжали на короткое время, чтобы провести переговоры в данной сфере. Сейчас это будет еще более масштабно, многопрофильно, поэтому планируется заранее уточнить интересы с обеих сторон, чтобы общение было подготовленным. Будут сформированы группы по интересам, чтобы наши японские гости смогли посетить те или иные предприятия, подготовиться к деловым переговорам, часть которых, по нашим оценкам, должна завершиться подписанием контрактов.

 

К счастью, у нас есть позитивная динамика, мы уже работаем с японским бизнесом. Пока в меньшей степени, чем с рядом других стран, потому что японский бизнес очень осторожный, долгое время изучает партнеров. Тем не менее, ряд пилотных проектов уже реализован. Два года назад мы начали контакты по БМЗ с тем, чтобы на этой базе производить трубы для нефтяной отрасли, с использованием японских технологий по их нарезке. Там есть своя специфика. Уже состоялось несколько визитов, в ближайшее время в Беларусь приедет очередная делегация из Японии, которая рассматривает вопросы инвестиций, чтобы производство это организовать с последующей продажей продукта на подходящие рынки. Мы рассчитываем, что это будет своеобразный прорыв в наших отношениях.

 

- А чем Беларусь привлекает Японию?

 

- Нам удалось сформировать интерес японских партнеров, и он довольно выраженный. Им интересен наш опыт, практически лучший в мире, по реабилитации территорий, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Благодаря взвешенной системной политике, которая проводилась в нашей стране в течение длительного времени, накоплен организационный и технологический опыт по всем направлениям, создано прекрасное дозиметрическое оборудование, отработаны схемы медицинской реабилитации, адаптирована к новым условиям система образования. В мире такого опыта просто больше нет, и японцы с огромным интересом пытаются его перенимать.

 

Большой интерес есть к нашей системе дошкольного воспитания. В Японии только 30% детей имеют возможность ходить в дошкольные учреждения, у них в этом смысле довольно специфичные условия. Там нет крупных структур, только частные детские сады с небольшим количеством детей. Причем эти сады очень дорогие. Поэтому когда представители японской элиты приезжали в Беларусь, мы показывали им наши дошкольные учреждения, и они отмечали, что это то, к чему нужно стремиться.

 

Еще одно направление, которое интересно Японии, - наше индустриальное сельское хозяйство. Япония обеспечивает себя продуктами питания только на 39%, остальное покупает за рубежом. Когда японцы увидели нашу технику, наши поля, признались, что хотели бы достичь того же. Нужно понимать, что такой уровень сельского хозяйства мы обеспечили благодаря серьезным инвестициям, и даже богатой Японии в короткое время подобные финансовые вложения осуществить проблематично. Производительность труда в сельском хозяйстве у нас многократно выше, чем в Японии.

 

Японцы очень удовлетворены высоким уровнем стабильности и безопасности в Беларуси. То, как обстоят дела у нас, они сравнивают с положением дел в других странах и подчеркивают, что готовы и дальше с нами сотрудничать.

 

Татьяна ПАСТУШЕНКО

Все интервью
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Назначенные Президентом Республики Беларусь

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы