07.08.2017

О Кодексе здоровья и готовности к нему людей

Некогда поднимался вопрос о необходимости принятия Кодекса о здоровье, ориентирующего общество на повышение ответственности за собственное здоровье и создание на уровне государства необходимых для этого условий. Пришли ли белорусы к этому и будет ли свод нормативных документов, объединенный в единый регламент по обеспечению их здоровья, эффективен? Об этом и не только наш разговор с членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и начальником управления здравоохранения облисполкома Юрием Деркачем.

– Под кодексом понимается свод законов, правил, направленных на сохранение здоровья населения с учетом усилий государства, трудовых коллективов, органов местного управления и самоуправления, а главное — самого человека.

– Эти вопросы в принципе предусматривались в реализованной Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, были достигнуты достаточно хорошие результаты, в том числе увеличение рождаемости за счет укрепления института семьи, преференций в отношении рождения ребенка и прочих принятых мер.

Ныне действующая Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы отлична тем, что много внимания уделяет именно профилактике неинфекционных заболеваний, в том числе системы кровообращения, эндокринной и онкологической патологии, которые играют значительную роль в структуре причин смертности населения. Профилактические меры, направленные на снижение потребления соли, сахара, исключение таких вредных факторов, как табакокурение, употребление алкоголя, наркотических средств, также дадут необходимый результат.

В нашей стране и на Витебщине в частности реализуется комплекс мероприятий, направленных на снижение факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, профилактику и раннее выявление онкологической патологии, сахарного диабета, предупреждение и преодоление пьянства, укрепление института семьи, популяризацию физической культуры и спорта. В итоге это должно сформировать ответственность граждан за свое здоровье, готовность общества ответить на посыл законодательной власти в принятии Кодекса о здоровье.

Например, сегодня в Витебске создано и продолжает обустраиваться множество спортивных площадок, во дворах появляются уличные тренажеры, в райцентрах строятся физкультурно-оздоровительные комплексы. Эта практически шаговая доступность позволяет мотивировать человека к занятию физической культурой, и население, видя те ресурсы, которые может использовать, постепенно вовлекается в активный образ жизни.

Чтобы быть эффективным, новый документ о здоровье должен иметь под собой подготовленную почву. В обратном случае, даже при наличии материально-технической базы, высоком уровне медицины и других служб, но при отсутствии сознания людей, мы ничего сделать не сможем.

– Сознание населения в этом ключе, по вашей оценке, постепенно меняется?

– Однозначно. Сегодня растет уровень образованности людей, а интеллектуальный потенциал – один из важных мотивационных факторов для сохранения здоровья.

Также стоит понимать, что и условия жизни меняются в лучшую сторону. Например, в течение всего года на наших столах свежие овощи и фрукты, а когда-то зимой пользовались только заготовками, где главным консервантом была соль. В арсенале врачей качественные лекарственные препараты и современные медицинские технологии. Отечественное здравоохранение имеет много наработок и достижений по лечению таких серьезных заболеваний, как инфаркт миокарда, инсульт, опухолей различной локализации, травм, минимизации их негативных последствий и, как следствие, предотвращению инвалидизации. Результат – улучшение качества и увеличение продолжительности жизни. Если, например, до появления антибиотиков средняя продолжительность жизни не превышала 40 – 50 лет, то сейчас она достигает более 73.

– Но без медицинских работников многое из этого не было бы возможным. Какова ситуация с кадрами в области? И соответствует ли количество выпускников Витебского госмед-университета и других профильных учреждений образования потребностям региона?

– Да, главное богатство нашей медицины – это знающие, опытные и талантливые специалисты. Сегодня в отрасли работает более 6 тысяч врачей и 15 тысяч работников со средним медицинским образованием.

В результате проводимой кадровой политики улучшена обеспеченность медицинскими кадрами, значительно сократилась их текучесть. Это позволило укрепить молодыми специалистами первичное звено здравоохранения, укомплектовать организации здравоохранения, особенно сельских районов, врачами узких специальностей. Потребность в медицинских кадрах будет постепенно снижаться.

В республике четыре медицинских вуза, которые одномоментно выпускают 3,5 – 4 тыс. специалистов ежегодно, при этом прогнозируемая потребность во врачебных кадрах составляет всего 2,5 тысячи.

Для Витебской области достаточно пополнения максимум 170 – 180 врачей в год, а выпуск Витебского медицинского госуниверситета в 2 – 3 раза превышает эту потребность.

Глава государства неоднократно говорил, что мы должны готовить то количество специалистов, которое необходимо для экономики. Нельзя допустить, чтобы выпускник, получив медицинскую профессию, не смог трудоустроиться. Он будет вынужден либо работать не по специальности, что для врача маловероятно, а скорее, уедет в другую страну, где найдет себе профессиональное применение, а это уже потеря для республики.

Поэтому сейчас перед нами стоит задача готовить новые кадры в соответствии с имеющейся потребностью. Так, мы уже в течение трех лет проводим оптимальный набор учащихся в медицинские колледжи в Полоцке, Орше и областном центре.

В то же время остается актуальным вопрос закрепления кадров. Для этого необходимо создание определенных условий, в числе которых обеспечение жильем, развитие инфраструктуры, что наиболее актуально для малых городов и сельской местности, чтобы молодые люди и их семьи могли там жить, развиваться, реализоваться в профессии и состояться как личность. Этим вопросам особое внимание уделяет Президент нашей страны. Мы видим, как хорошеют города и поселки, где проходят «Дажынкі», масштабные преобразования проводятся в городах Копысь и Барань Оршанского района: строятся детские сады, модернизируются школы, учреждения здравоохранения, другие важные для людей социальные объекты.

– Все же одним из решающих факторов для молодого специалиста, да в принципе любого сотрудника, остается финансовый вопрос. За счет чего можно достигнуть установленной главой государства к концу года средней зарплаты в тысячу белорусских рублей на примере медработников региона?

– С 2010 года в области планомерно проводится оптимизация отрасли здравоохранения, направленная на повышение доступности и качества медицинской помощи. Оптимизация носит всесторонне продуманный характер, учитывает темпы экономического развития региона.

Осуществлено объединение здравоохранения Витебска и Витебского района, Орши и Оршанского района, Полоцка, Полоцкого района и Новополоцка, что позволило за счет использования потенциала городских учреждений здравоохранения повысить доступность для сельского населения различных методов диагностики и лечения, в том числе высокотехнологичных.

Созданы интегрированные структуры учреждений здравоохранения, в которых объединены амбулаторный и стационарный этапы оказания медицинской помощи. Одним из наиболее крупных стал Витебский областной детский клинический центр. Это позволило сконцентрировать и максимально эффективно реализовать возможности кадрового и научного потенциала, высокотехнологичного оборудования, медицинской реабилитации и оздоровления детей.

Проведена реорганизация женских консультаций Витебска, которые вошли в состав областного клинического родильного дома, что позволяет централизованно и комплексно проводить наблюдение за женщинами, в том числе беременными, на всех этапах оказания им медицинской помощи.

При этом исчезла необходимость дублировать многие вспомогательные подразделения, такие, как бухгалтерия, планово-экономический отдел, кадровая служба и другие.

Проведено рациональное распределение видов и объемов оказываемой медицинской помощи на районном, межрайонном, городском и областном уровнях, повышена эффективность работы коечного фонда, что позволило за счет снижения затрат на дорогостоящую стационарную помощь увеличить финансирование амбулаторно-поликлинического звена.

Оптимизация и реструктуризация отрасли обеспечили высвобождение ресурсов, необходимых для введения новых эффективных видов медицинских услуг.

В настоящее время в практическом здравоохранении области применяется более 200 высокотехнологичных методов диагностики и лечения различных заболеваний, что позволяет сократить время пребывания пациента на больничной койке, добиться лучших исходов лечения, повысить экспортоориентированность.

Внебюджетная деятельность – еще один источник повышения заработной платы медработников. В результате на сегодняшний день средняя заработная плата врача в нашей области практически 900 рублей, медицинской сестры — 600, санитарок – около 400 рублей.

– Какие наиболее значимые законопроекты сейчас рассматриваются в комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию, куда вы входите?

– Одна из самых важных, на мой взгляд, рассматриваемых тем касается мотивации к рождению детей и созданию дополнительных условий для молодой семьи. Сейчас рассматривался законопроект о том, чтобы женщины, имеющие больше одного ребенка и находящиеся в декретном отпуске, получали доплаты и на других несовершеннолетних детей. Постепенно господдержка семей с детьми увеличивается. И это как никогда кстати. В Беларуси наблюдается снижение числа женщин активного детородного возраста, поскольку в него начало вступать малочисленное поколение 90-х гг. Постепенное снижение уровня рождаемости регистрируется во всех регионах. У нас такую негативную тенденцию удалось компенсировать за счет увеличения числа рождений второго, третьего и последующего ребенка, в чем не последнюю роль играют преференции для многодетных семей.

Помимо этого рассматривается много уточняющих законодательных документов. Отмечу, что много нюансов в законодательстве, на которые обращает внимание само население через депутатский корпус, и предложения, поступившие от народа, выносятся на рассмотрение. Такая обратная связь крайне важна. Считаю, что любой закон будет исполняться тогда, когда общество заинтересовано в его исполнении.

Все интервью
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Назначенные Президентом Республики Беларусь

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы