08 декабря 2016

Образование стремится к совершенству

Ректору Гродненского государственного медицинского университета Виктору Снежицкому, которому доверено представлять нашу область в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва, предстоит работать в составе комиссии по образованию, науке, культуре и социальному развитию. Вопросы, которые входят в компетенцию комиссии, ему хорошо знакомы и близки в силу профессиональной деятельности: ректора ведущего вуза и известного ученого, в недавнем прошлом руководителя одного из ведущих лечебных учреждений области, в котором практикует как врач до настоящего времени. Какие из них он считает первостепенными? На что сегодня должно быть акцентировано особое внимание в образовании и воспитании молодежи – будущего нашей страны?

– Вопросы, которые предстоит рассматривать комиссии, затрагивают интересы каждого, – отмечает Виктор Александрович. – Ибо все перечисленные в названии сферы тесно взаимосвязаны и одинаково важны. К примеру, в школе человек получает определенный багаж знаний, на основе которого вуз готовит его как профессионала. Именно с вузовским багажом приходят молодые специалисты в различные сферы деятельности, в том числе и в науку. Наука – это фундамент развития, движения общества вперед. Сбалансированность интересов положена в основу государственной политики, и вниманием парламентариев не будет обойдена ни одна отрасль.

В числе первостепенных задач назову усовершенствование национальной системы образования в соответствии с нуждами инновационной экономики, информатизации общества и повышения уровня жизни людей. То, что сейчас этой сфере придается огромное значение, могу утверждать не только как руководитель высшего учебного заведения, но и как председатель комиссии областного Совета депутатов, у которой эти вопросы в компетенции. Буквально на минувшей неделе на сессии рассматривали комплекс мер по выполнению государственной программы по образованию и молодежной политике. Одиннадцать подпрограмм – всеобъемлющий подход, позволяющий конкретизировать поддержку учебных заведений разного уровня, совершенствовать образовательный и воспитательный процесс. Впервые, к примеру, предусматривается финансовая поддержка молодежных инициатив. Что очень важно, сделан акцент именно на повышение качества образования, практико-ориентированную подготовку специалистов.

Оценка университету

– Что для этого делается в Гродненском медицинском университете?

– Мы внедрили систему менеджмента качества образования и таким образом имеем реальный инструмент его повышения. Высокой оценкой работы стало получение Премии Правительства в области качества. Сейчас проходим аттестацию на подтверждение этого звания. Есть целый ряд индикаторов успешной работы вуза. В том числе и оценки, которые выставляют ему сами студенты. И, надо сказать, что сейчас они довольно высокие. Потому что в вузе учтены все нюансы комфортного студенчества. К примеру, нехватку учебников и учебных материалов компенсируем подготовкой и изданием собственных. Внесли коррективы в организацию питания. За собственные средства вуз продолжает строительство общежития, и это хорошая перспектива для студентов.

– Но традиционно вуз оценивают по качеству подготовки специалистов?

– В последние годы в университете многое сделано в плане усовершенствования учебного процесса с учетом новейших технологий, в первую очередь практико-ориентированных. Мы давно осознали, что практикоориентированность – важнейшее направление всей системы высшего образования, и первыми среди медицинских вузов страны открыли симуляционную лабораторию, где студенты учатся работать с использованием современного оборудования. Новые технологии в последнее время все активнее приходят в наши лечебные учреждения, и молодые врачи должны быть готовы к их использованию во благо здоровья людей. Университетские клинические кафедры расположены на базе лечебных учреждений, а это значит, в едином тандеме наука и практика. Профессорский консультативный центр работает как на повышение уровня медицинской помощи жителям области, так и на подготовку молодых врачей. Налажена четкая система подготовки не только специалистов для практического здравоохранения, но и молодых ученых, преподавателей. Большинство из них сегодня – выпускники нашего вуза, которые защитили докторские и кандидатские диссертации, в совершенстве владеют иностранными языками. Последнее тем более важно, что 750 из четырех с половиной тысяч студентов нашего университета – иностранцы. Кстати, тот факт, что число иностранных студентов с каждым годом увеличивается – в этом учебном году прибавилось 150 человек, свидетельствует о качестве образования, которое в нашем вузе можно получить.

Будущее медицины

Как говорится, нет предела совершенству.

– Поэтому у вуза есть большие планы на будущее. Сегодня наша симуляционная лаборатория оснащена лучше некоторых клиник, но с учетом развития мировой медицины нужно двигаться вперед. Поэтому в планах модернизация лаборатории при поддержке Минздрава. Уже готов проект ремонта учебного корпуса по улице Свердлова. Туда закупим самые современные симуляторы и манекены.

Пополнили современным оборудованием и профессорский консультативный центр. В последнее время по последнему слову оборудовали кабинеты гинеколога, уролога, оториноларинголога. У ведущих прием специалистов есть возможность не только консультировать, ставить диагноз и назначать лечение, но и проводить определенные хирургические манипуляции. С недавних пор прием в центре ведут и по отдельным профилям практические врачи, а не только ведущие сотрудники вузовских кафедр. Хотя именно заслуженный авторитет наших профессоров, доцентов в первую очередь работает на привлекательность центра для пациентов, число которых за последний год увеличилось пятикратно. В ближайшее время центр получит новое оборудование для создания лаборатории сна. Храп, бессонница и другие проблемы, которые волнуют людей, будем решать с медицинской точки зрения на самом современном уровне. Открываем и первую в области генетическую лабораторию. Наследственная предрасположенность ряда недугов сегодня наукой доказана, потому так важно конкретное ее выявление, особенно при планировании беременности, в ряде случаев заболеваний крови.

С учетом пожеланий наших пациентов собираемся в центре начать работу по принципу семейного врача. Но при этом хочу подчеркнуть: мы, образно говоря, не перетягиваем одеяло на себя от наших поликлиник. Наоборот, даем пациенту право выбора. С другой стороны, опыт нашего центра, поставленный на научную основу, может быть использован в общелечебной сети.

И самая глобальная наша задача в этом плане – создание университетской клиники. Возможно, что ее строительство будет идти по принципу государственно-частного партнерства. Сейчас вопрос прорабатывается. Сама же идея поддержана на уровне руководства области как очередной важный шаг в совершенствовании медицинской помощи населению.

Учиться никогда не поздно

В вузовской симуляционной лаборатории, в которой представлены новейшие возможности медицины, могли бы поучиться и практические врачи, особенно те, которым предстоит работать на пополняющем наши ЛПУ современном оборудовании?

– Такая возможность есть. И она будет все шире использоваться с учетом организации университетом последипломного образования. В этом году вуз впервые начал переподготовку по специальности врача общей практики. Есть решение Министерства образования об открытии у нас факультета повышения квалификации и переподготовки кадров. То, что специалист не должен быть в своей профессии «застывшим», очень важно, и особенно в такой жизненно важной отрасли, как медицина. Люди остаются главным ресурсом страны. Квалифицированные кадры нужно готовить повседневным кропотливым трудом. Об этом говорил Глава государства на Всебелорусском народном собрании, в числе делегатов которого мне посчастливилось быть.

Кстати, огромное внимание кадровому вопросу уделяется в нашем университете. Средний возраст профессорско-преподавательского состава – 46 лет – свидетельствует о преемственности поколений и о широких возможностях для молодых ученых и преподавателей. Мы смогли ликвидировать тот «провал», который образовался в конце прошлого столетия в результате ухода специалистов из медицинской науки, да и из практического здравоохранения. И в то непростое время мы сумели сохранить костяк, опытные кадры, которые постепенно подготовили своих преемников. Широкие возможности для занятия наукой, карьерного роста, факторы морального и материального стимулирования привлекательны для выпускников университета и лучшие из них выбирают для дальнейшей профессиональной деятельности свою альма-матер.

Путь развития

– В ближайшее время в высший законодательный орган страны поступит проект новой редакции Кодекса Беларуси об образовании. Что хотелось бы вам сказать при его обсуждении?

– То, что этот важнейший для страны документ должен гарантировать системе образования эволюционный путь развития. Он призван содействовать повышению престижа педагогической работы и статуса педагога, развитию государственно-частного партнерства в сфере образования, помогать раскрытию и реализации инициативы.

Елена ГУЗЕНЬ
Все интервью
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Назначенные Президентом Республики Беларусь

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы