21.06.2018

Поправки в закон об авторском праве устраняют спорные моменты в сфере интеллектуальной собственности

Поправки в закон об авторском праве и смежных правах прошли первое чтение в Палате представителей. Над законопроектом трудилась рабочая группа, куда входили парламентарии, ученые, представители государственных органов и организаций, а также Белорусского союза композиторов, Союза писателей Беларуси и других общественных объединений. Инициатором поправок выступил Совет Республики. Председатель Постоянной комиссии по образованию, науке, культуре и социальному развитию Ирина Старовойтова в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала об основных новшествах, предусмотренных законопроектом.

- Ирина Анатольевна, Совет Республики начал подготовку законопроекта "О внесении изменений и дополнений в закон "Об авторском праве и смежных правах" в марте прошлого года. Прошло немало времени, прежде чем вы представили его в парламенте. С какими трудностями столкнулись во время работы над поправками?

- Сложность работы над законопроектом связана с тем, что законодательство в области авторского права должно быть нацелено на обеспечение баланса интересов авторов и общественности. Перед нами стояла задача создать условия для максимально широкого доступа к произведениям литературы, науки и искусства и одновременно обеспечить имущественные и личные неимущественные права авторов. Именно по этой причине предложения заинтересованных зачастую носили взаимоисключающий характер, вызывали жаркие споры и дебаты на многочисленных заседаниях рабочей группы по подготовке законопроекта.

- Над какими корректировками пришлось потрудиться больше всего?

- Над вопросом соблюдения авторских и смежных прав при трансляции телевизионных программ, включенных в обязательный пакет. Операторы электросвязи в силу закона "О средствах массовой информации" обязаны обеспечить распространение в своих сетях таких телепрограмм. При этом они не имеют права вносить какие-либо изменения в их содержание. В то же время деятельность операторов с точки зрения норм закона рассматривается как самостоятельный способ использования произведений. Соответственно, предполагается, что им нужно получать отдельное разрешение от правообладателя и выплачивать ему дополнительное вознаграждение. Проблема могла бы быть решена путем заключения договоров с организацией по коллективному управлению имущественными правами (НЦИС), но некоторые авторы осознанно на время прекращают договорные отношения с НЦИС и обращаются в суд с целью взыскания компенсации за такие нарушения. И поверьте, речь идет о внушительных суммах.

В результате операторы электросвязи, выполняющие требование закона о СМИ и распространяющие телепрограммы, включенные в обязательный общедоступный пакет, несут значительные материальные потери. В законопроекте предложен вариант решения этой проблемы. Во-первых, до 6 месяцев увеличен срок уведомления автора о своем выходе из системы коллективного управления имущественными правами. Во-вторых, операторы электросвязи, выполняющие требования закона в части распространения обязательного общедоступного пакета телепрограмм, освобождаются от гражданско-правовой ответственности в форме компенсации. То есть авторы, злоупотребляющие своими правами, попросту не смогут больше требовать ее в суде. Однако это не лишает правообладателей возможности применения еще каких-либо мер защиты своих исключительных прав (в частности, возможности требовать прекращения нарушения права), а также права на получение справедливого вознаграждения через систему коллективного управления имущественными правами.

- Законопроектом предлагается ввести в Беларуси открытые лицензии. Какие возможности получают благодаря им авторы?

- Действительно, введение в действующий закон понятия "открытая лицензия" - одна из ключевых новелл законопроекта. С их помощью авторы получат возможность делегировать часть своих правомочий в рамках исключительного права на произведение неограниченному числу пользователей. Правообладатели смогут в упрощенном порядке вступать с ними в договорные отношения. Таким образом, открытые лицензии займут промежуточное положение между классическим пониманием лицензий, обеспечивающих полную защиту прав автора на произведение, и сферой общественного достояния, позволяющей использовать произведение свободно.

Кроме того, законопроектом предоставляется возможность использовать в учебных изданиях, предназначенных для образовательного процесса, небольших произведений, а также частей правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном образовательной целью. Включение этой нормы призвано облегчить подготовку учебных изданий, сделать их более доступными для учреждений образования и учащихся.

- Какие еще новации предусматривает законопроект?

- В него включены положения, которые расширяют возможность свободного доступа к охраняемым авторским правом произведениям в интересах незрячих и слабовидящих лиц, а также других людей, которые ограничены в своих возможностях воспринимать печатную информацию. Это нововведение ориентировано на положения Марракешского договора от 27 июня 2013 года, к которому Беларусь планирует присоединиться в ближайшем будущем.

Снижается с десяти до одной базовой величины минимальный размер компенсации, которая может быть взыскана по решению суда с нарушителя исключительного авторского права или смежных прав вместо возмещения убытков, причиненных таким нарушением. Аналогичный размер компенсации - от 1 до 50 тыс. базовых величин - содержится в законах "О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы", "О товарных знаках и знаках обслуживания" и в проекте закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны топологий интегральных микросхем", который был принят Палатой представителей в первом чтении на этой сессии.

Кроме того, законопроект оптимизирует систему договоров, которые заключаются при создании и использовании объектов авторского права и смежных прав. Совершенствуется правовое регулирование отдельных договоров. Так, объединяются лицензионный и авторский договоры.

Закон дополняется новой нормой, предусматривающей право автора заключить в устной форме лицензионный договор об использовании произведения в периодической печати, в том числе с правом заключения лицензиатом безвозмездного сублицензионного договора. Отличие действующего законодательства состоит в том, что устный договор об использовании произведения в печатной периодике может также предусматривать право издателя на последующее использование этого произведения, в том числе путем предоставления такого права третьим лицам. Эта мера направлена на создание условий для повышения активности распространения научной информации, обеспечения ее доступности широкому кругу заинтересованных.

Хотелось бы подчеркнуть, что проект закона принципиально не меняет существующие подходы к правовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности. Он направлен на более полное и системное правовое регулирование отношений, связанных с охраной объектов авторского права и смежных прав, решение проблемных вопросов в этой сфере.

Светлана САВКО

Все интервью
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Назначенные Президентом Республики Беларусь

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы