04 января 2017

Студентов-медиков нужно сначала научить следить за своим здоровьем, чтобы они смогли помогать другим

Кто сегодня приходит учиться в медицинские вузы Беларуси? Что постигают студенты в первую очередь — новые технологии, профессиональные знания или все же азы общения с пациентами? Каковы сильные и слабы стороны будущих медиков? Какова роль научных школ медицинского вуза в развитии отрасли и совершенствовании подготовки кадров? На эти и другие вопросы в беседе с обозревателем портала www.interfax.by ответил ректор учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» Анатолий ЩАСТНЫЙ.

Справка IF.by

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет — одно из крупнейших высших учреждений образования в Республике Беларусь. В настоящее время в его стенах проходят обучение более 6 тыс. студентов и слушателей. Структуру вуза образуют 7 факультетов, 63 кафедры, научно-исследовательская лаборатория, научно-исследовательский отдел, информационный центр, библиотека, редакционно-издательский полиграфический центр. Университет располагает ботаническим садом, учебно-производственной аптекой, которые используются для подготовки специалистов по фармации. При вузе работают клиника ВГМУ, клиника стоматологического факультета, 2 аптеки, контрольно-аналитическая лаборатория. Университет также оказывает широкий спектр платных медицинских услуг по государственным расценкам. 

Студенты сильны в получении информации, но медленно адаптируются к работе с пациентами

— Анатолий Тадеушевич, медицинским вузам в современной Беларуси приходится одновременно решать ряд задач — с одной стороны, обеспечивать квалифицированными кадрами различные учреждения здравоохранения — от небольших поликлиник до крупных стационаров, научно-практических центров. С другой стороны, в медицине активно внедряются высокотехнологичные методы диагностики и лечения. Получается ли успевать «на всех фронтах»?

—Медицинское образование специфично: мы готовим кадры как для практического здравоохранения, так и для самого университета. Причем во втором случае это должны быть, с одной стороны, педагоги, а с другой — практикующие врачи, особенно это касается клинических кафедр. Не стоит забывать, что современная медицина — это высокие технологии, которые постоянно совершенствуются и требуют новых подходов в подготовке кадров. В то же время очень важно адаптировать студентов, уже с первых курсов, в практику. Поэтому, наверное, приоритетное направление для нашего вуза сейчас — это практико-ориентированное обучение.

— Иными словами, студенты ВГМУ уже с первого курса знают, что такое клиника?

— Да, причем знают, что называется, «с изнанки» — начиная с приемного покоя, где студенты знакомятся с работой санитарок, медсестер, врачей, и заканчивая стационаром. Курс за курсом студент постигает, что такое медицина, куда он, собственно, попал. Кое-кто, возможно, уже на первых этапах делает для себя выводы — та ли это профессия, которой стоит посвятить всю оставшуюся жизнь.

Кстати, в этом году, по решению министерства здравоохранения мы пересмотрели качественное содержание программы обучения в сторону более глубокого освоения студентами практических навыков. Несколько уменьшили количество часов химии, физики — общеобразовательных наук, но при этом внимательно изучили, насколько они перекликаются с программой средней школы.

— На протяжении десятилетий в республике практиковалась система профориентации, когда преподаватели вузов вместе со школами подбирали будущих студентов из числа выпускников средних учебных заведений. Сохраняется ли подобная практика сегодня?

— Такая работа ведется и сейчас. У нас очень тесные связи с другими учреждениями образования. Яркий пример — сотрудничество с гимназией №1 города Витебска, где создаются классы с профильными предметами «биология» и «химия», а учащихся готовят к поступлению в медицинский вуз. Подобные учреждения образования есть и в районах области. К примеру, я не так давно посещал гимназию в Бешенковичах — дети изъявили желание поступать в медицинские вузы. Мы стараемся, чтобы эти дети посещали наш университет, причем не только в дни открытых дверей. Мы рассматриваем варианты сотрудничества, когда наши преподаватели могут прочитать школьникам лекции, провести занятия, причем как на базе нашего университета, так и с выездом в учебные заведения.

— Насколько подготовленными приходят в медицинский вуз абитуриенты?

— Я бы отметил два момента. Первое. Если нам когда-то для получения информации надо было приложить много усилий — сходить в библиотеку, прочитать журналы, учебное пособие, то сейчас у студента благодаря информационным технологиям все необходимые сведения, можно сказать, на дому. Поэтому молодые люди сейчас достаточно эрудированы, прекрасно ориентируются в информационных потоках. И они очень прагматичны: если перед ними поставили какую-то задачу, то они четко понимают, как ее реализовать оптимальным способом.

В то же время, и это второй момент, поскольку информационные технологии позволяют получать сведения без постоянного живого общения, то будущие врачи несколько медленно адаптируются к работе непосредственно с пациентами. Пациента ведь обязательно надо выслушать, задать ему вопросы, где-то побыть психологом, чтобы помочь справиться с хворью. Кроме того, надо уметь общаться не только с больным человеком, но и с его родственниками. Да и больные сейчас разные: одному достаточно обычного человеческого участия, а другие, информационно подкованные, требуют буквально по пунктам то лечение, о котором они вычитали, допустим, в Интернете.

Требования к врачам высокие, и они постоянно возрастают. Наша задача — направить мысли даже вполне подготовленных теоретически студентов в практическое русло. 

Наука и лечебная работа идут бок о бок

— Медицинская наука не стоит на месте. Какой вклад в ее развитие вносит ВГМУ?

— Работа современного медицинского вуза держится на трех «китах» — образовании, науке и лечебной работе. У нас 14 кафедр только на базе Витебской областной клинической больницы. Сотрудники кафедр принимают участие в лечебном процессе и при этом постоянно развивают свои направления. Научная работа у нас представлена более чем 10 традиционными научными школами, которые создавались десятилетиями. Принцип таков: есть лидер — генератор идей — и ученики. К примеру, высоко зарекомендовала себя в Беларуси и за рубежом школа инфекционистов, кардиологов и паразитологов. Десятки докторов наук подготовлены в школе акушеров-гинекологов. Эти школы олицетворяют приоритетные направления развития вузовской науки, но они будут развиваться, только если молодежь захочет участвовать в научных проектах.

Кстати, в этом году мы создали Союз молодых ученых университета — они сами решают организационные вопросы, разрабатывают проекты. Позже университет рассмотрит эти предложения, и молодежь сможет получить грант на свои пилотные проекты.

— Почему тогда существует проблема набора молодежи в аспирантуру?

— Я считаю, что в нашем университете дела с аспирантурой обстоят вполне нормально. Ведь мы рассматриваем аспирантуру как подготовку кадров для работы в нашем вузе: четко формируем заявки. Поэтому есть и конкурс. А если брать проблему в целом, то я думаю, что для аспиранта три года заниматься наукой, преподавательской деятельностью, при этом писать работу трудновато не только с физической точки зрения, но и в материальном плане. Поэтому мы молодым ученым-аспирантам стараемся помочь с работой непосредственно в вузе.

— Раньше в ВГМУ готовили стоматологов, однако в последнее время ничего об этом не слышно…

— У нас есть стоматологический факультет, и в нынешнем году состоится выпуск белорусских учащихся. Но несколько лет назад набор белорусских абитуриентов был прекращен. Причины в основном кроются в необходимости совершенствования материально-технической базы. В Минздраве мы эту проблему озвучивали, и я думаю, что в ближайшее время отечественные студенты вновь начнут обучение на стоматологическом факультете. Параллельно мы вместе с управлением здравоохранения Витебской области проводим реорганизацию и реконструкцию наших стоматологических «баз», подготовили и новые кадры.

— Как обстоят дела с подготовкой медицинских специалистов из числа иностранных граждан?

— В свое время ВГМУ одним из первых начал подготовку специалистов из числа иностранных студентов. Отмечу, что орден Дружбы народов, которым награжден наш университет, — как раз за международное сотрудничество. Сейчас у нас учится более 1000 иностранных граждан — в этом году мы впервые перешагнули эту планку. В основном это представители стран Азиатского региона: Индии, Шри-Ланки, Ирака, Ирана и др. Но в целом мы придерживаемся многовекторной политики в сфере образования и стремимся, чтобы к нам поступали представители самых различных регионов мира. Преподавание для них ведется на английском языке. Стараемся расширять круг сотрудников, способных осуществлять подобное преподавание: создаем образовательные курсы, активно сотрудничаем с БГПУ.

Иностранные студенты получают в Витебске достаточно знаний для дальнейшей работы по специальности: 98,6% выпускников ежегодно подтверждают свой диплом по приезде на родину или в другую страну. То есть наши специалисты востребованы и конкурентоспособны.

Экспорт образовательных услуг приносит нам определенный заработок, который позволяет нам, в частности, совершенствовать материально-техническую базу.

— И какие же планы по данному совершенствованию стоят перед вузом на ближайшую перспективу?

— Об этом мы думаем постоянно. Яркий тому пример — строительство общежития на 1000 мест. Это очень важно: у нас более 1000 студентов в очереди на проживание. Я уверен, что мы построим самое современное общежитие: там запроектирован и компьютерный класс, и тренажерный зал…

Еще один важный момент. У нас более 5000 студентов, но катастрофически не хватает спортивных площадей. Причем не только для проведения занятий, но и для занятий в свободное время. Поэтому в планах — строительство спортивного городка: современного фитнес-зала на базе одного из общежитий, а также футбольного поля с искусственным покрытием. Я думаю, не за горами и реализация проекта строительства бассейна.

Есть необходимость и в модернизации научно-исследовательской лаборатории. В регионе создан фармацевтический кластер, куда входят ВГМУ, как головное учреждение, и производители фармпрепаратов. Прежде чем выпускать эти препараты, необходим комплекс доклинических и клинических исследований. Поэтому нужна реконструкция вивария (экспериментально-биологической клиники, в которой содержатся лабораторные животные – ИФ), чтобы он соответствовал современным требованиям. Нужна также современная лаборатория для апробации лекарственных средств. Все это требует больших материально-технических затрат. 

Научить белорусов самостоятельно следить за своим здоровьем непросто

— Стало ли у жителей Беларуси больше понимания, что здоровье каждого человека — это важная составляющая экономики? Или по-прежнему эгоистический принцип «больничный — это наше все» преобладает в общении населения с медиками?

— Позволю себе небольшой исторический экскурс. Я свою жизнь в профессии посвятил практической хирургии, начинал работать в районной больнице. В моей биографии было два этапа. Первый — 1980-1990-е годы, когда практикующий врач имел определенные проблемы как в информационной, так и в технологической сфере. Не хватало оборудования, инструментария. Но позже, когда была реализована государственная программа модернизации операционных блоков районных и областных больниц, анестезиологической помощи, перед практиками открылся новый этап: мы увидели современнейшее оборудование, начали его использовать в работе. Тогда многие медицинские кадры прошли обучение для работы на этой технике. И с тех пор эта технологическая и профессиональная планка не опускалась, что очень важно. Мы работаем сейчас — как хирург могу сказать — на уровне международных стандартов. Поэтому что касается развития медицины, ее доступности, то я считаю, что государство прекрасно понимает нужды нашего населения. А вот насколько общество и каждый человек в частности готовы бороться за свое здоровье — тут есть над чем работать. Не зря эта проблема была озвучена в 2016 году на V Всебелорусском народном собрании.

Кстати, в нашем университете в текущем году был открыт факультет здоровьесбережения. Это нужно для того, чтобы мы могли помогать и своим студентам, и населению региона понять: в первую очередь от самого человека зависит, будут у него болячки или нет. Кстати, мы ежегодно проводим осмотр наших первокурсников. Результаты неутешительные: индекс здоровья равен 30%, то есть 30 здоровых молодых людей из 100. У остальных — различные проблемы: с опорно-двигательным аппаратом, зрением и так далее.

На мой взгляд, сегодня важно не только повышать доступность медицины, но и создавать условия для занятия физкультурой и спортом: сделать более доступными тренажерные залы, бассейны, площадки возле дома. Если все это будет реализовано, то, думаю, мы получим результаты, которые нас будут устраивать.

— Сегодня вы, помимо руководства вузом, являетесь еще и сенатором Совета Республики. Законопроектам какой направленности намерены уделить наиболее пристальное внимание в своей парламентской деятельности?

— Опыт мой в законотворчестве еще невелик, но, безусловно, то, что наиболее близко, — это вопросы образования, медицины, науки. Законотворческая деятельность в этих сферах меня интересует в первую очередь. Кроме того, сегодня назрела необходимость пересмотреть Кодекс об образовании. Документ уже прошел многие этапы согласования. Он должен стать руководством к действию на многие последующие годы, поэтому я намерен уделить данной теме самое пристальное внимание. 

Справка IF.by

Анатолий Щастный родился 1 марта 1961 года в городе Клецке Минской области. Окончил Витебский государственный медицинский институт. Доктор медицинских наук, доцент. Работал врачом-интерном Витебской областной клинической больницы, врачом-хирургом Оршанской центральной районной больницы, клиническим ординатором кафедры общей хирургии ВГМУ, ассистентом кафедры хирургии, доцентом кафедры хирургии факультета повышения квалификации и переподготовки кадров ВГМУ, главным хирургом управления здравоохранения Витебского облисполкома, доцентом кафедры хирургии факультета повышения квалификации и переподготовки кадров ВГМУ, профессором кафедры хирургии факультета повышения квалификации и переподготовки кадров ВГМУ. Ректор учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет». В 2016 году избран членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва от Витебской области.

Все интервью
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Назначенные Президентом Республики Беларусь

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы