16.02.2018

Уйти от равнодушия и подойти к проблеме творчески

Накануне выборов в местные Советы депутатов председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Александр Попков дал интервью газете «Мясцовае самакіраванне».

- Александр Андреевич, избирательная кампания завершается, 18 февраля состоятся выборы в местные Советы депутатов. Вы как председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению всегда находитесь в эпицентре актуальных проблем населения во всех регионах нашей страны. Что ждете от нового состава депутатского корпуса?

- Компетенция и полномочия Советов депутатов четко определены Конституцией нашей страны и Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», а статья 121 Конституции определяет исключительную компетенцию местных Советов депутатов, в том числе в части утверждения программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении, установления в соответствии с законом местных налогов и сборов, определения порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью.

Если в полной мере использовать данные законодательством возможности, то местные Советы депутатов имеют все полномочия для активной работы по социально-экономическому развитию своего поселка или района.

От нового состава депутатского корпуса избиратели ждут конкретной работы. К сожалению, анализ общественного мнения показывает, что депутатам местного уровня часто не хватает инициативы. Очевидно, что назрела необходимость создания четкой системы взаимодействия исполнительной власти с депутатами, которая будет направлена ​​на развитие экономики конкретного региона. От этого зависит и решение вопросов жизнеобеспечения населения. Депутаты всех уровней вместе с органами власти и жителями своего избирательного округа должны сделать все, чтобы в каждом населенном пункте (независимо от того, Минск это или небольшая деревня) были созданы надлежащие условия жизни, чтобы каждый человек чувствовал себя защищенным, уверенным в завтрашнем дне.

Так что задачи перед депутатами местных Советов будут поставлены большие. За нами - только люди. И ни депутаты местных Советов, ни депутаты парламента не имеют никакого морального права оставаться в стороне от проблем своих избирателей и четыре года просто отсиживаться. Полагаю, что избиратели также ответственно и принципиально подойдут к тем, за кого отдадут свой голос. Ведь кто, если не они, жители конкретного поселка или небольшого городка, лучше других знают своих земляков? Надеюсь, что в местные Советы будут избраны далеко не случайные люди.

- С учетом требований Президента о необходимости развития сельских территорий какие подходы в работе местных органов власти необходимо усовершенствовать? Какие проблемы, на ваш взгляд, требуют первоочередного решения?

- Самая большая и наболевшая проблема небольших городов и поселков - трудоустройство местного населения. Создание новых рабочих мест даст толчок к дальнейшему развитию сельских территорий. Ведь неслучайно проблему возрождения «малой родины» неоднократно поднимал Президент нашей страны. Совсем недавно на республиканском совещании с работниками агропромышленного комплекса Александр Григорьевич Лукашенко предложил объявить 2018 год в Беларуси Годом малой родины. Глава государства отметил, что на принятие такого решения повлияли размышления о важности малой родины в судьбе каждого человека. Нельзя забывать свои истоки, кем бы ты ни стал. И Президент нам показывает личный пример в этом.

У местных Советов депутатов очень много возможностей проявить здесь инициативу. Надо только отойти от равнодушия и подойти к проблеме творчески. Постоянная комиссия Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению неоднократно предлагала обратить пристальное внимание на объекты неиспользуемого имущества. Декретом Президента № 7 предусматриваются большие возможности по развитию предпринимательства в сельской местности. Почему бы депутатам местного уровня не взять инициативу в свои руки: провести разъяснительную работу среди населения, организовать консультации юридического, экономического направлений для тех, кто заинтересован в проблеме трудоустройства? Организовать конкурс на лучший бизнес-план по созданию того или иного производства, наконец?

Главное, не оставаться в стороне от проблемы трудоустройства и не надеяться, что сверху дадут команду, выделят средства и приедут организовать вам рабочие места.

Кстати, в рамках подготовки V Форума регионов России и Беларуси одно из мероприятий секции «Аграрная политика Союзного государства: опыт, проблемы, перспективы» планируем провести на базе ОАО «Александрийское» Шкловского района. Проанализируем опыт развития сельских территорий на примере создания и развития всем известного в нашей стране агрогородка. Это будет совместное заседание Постоянной комиссии Совета Республики по местному самоуправлению и Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Название мероприятия говорит само за себя: «Устойчивое развитие сельских территорий как важнейший фактор обеспечения экономической безопасности регионов Беларуси и России в рамках Союзного государства».

- Александр Андреевич, в чем заключается проблема повышения авторитета местных Советов депутатов у населения? Чего им не хватает сегодня? Возможно, пришло время усовершенствовать соответствующее законодательство?

- Никакого глобального совершенствования законодательства не требуется. Законодательная база достаточна для того, чтобы местные Советы депутатов вместе с исполкомами решали главные проблемы жизнеобеспечения населения. Нужно только переместить приоритеты с позиции потребительства на позиции созидания. И, как я уже сказал, в полной мере использовать свои права, предусмотренные Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Другой вопрос, что есть некоторая нерешительность со стороны депутатского корпуса, любые действия осуществляются с оглядкой на исполнительные органы власти. Такие подходы надо менять. Я бы даже сказал, неверие в собственные силы, а иногда и нежелание быть на «передовой». Ведь кто, как не депутат, может поднять и объективно донести проблемы своего округа, потребовать от должностных лиц выполнения своих обязанностей?

Примеров активной работы депутатов местных Советов немало. К сожалению, те народные избранники, кто не на словах, а на деле подтверждает почетное звание депутата, особо не афишируют свою работу, с чем я в корне не согласен.

Сейчас на местные органы власти возлагается особая ответственность за развитие регионов, и надо быть к ней готовыми.

Большую роль в работе с населением играют и средства массовой информации. Хочу с положительной стороны отметить ваше издание, приложение к газете «Звязда» «Мясцовае самакіраванне». Газета постепенно становится площадкой для выступлений и дискуссий, на которой также публикуются и позиции депутатов всех уровней: от местных Советов до членов Совета Республики.

- Как, на ваш взгляд, должна строиться работа местных органов власти с органами территориального общественного самоуправления?

- Всего в нашей стране создано около 37 тысяч органов территориального общественного самоуправления численностью более 55,5 тысячи человек. В том числе более семи тысяч человек, входящих в коллегиальные органы - это сельские, уличные, домовые комитеты, и почти 30 тысяч единоличных - старосты, старейшины и др.

По своей сути органы территориального общественного самоуправления - огромная сила. Это люди, которые могут стать не только связующим звеном между органами власти и населением, но и реальными помощниками в решении многих проблем.

И здесь депутаты всех уровней - и местных Советов, и обеих палат парламента - просто должны помочь людям в организации такой инициативы. Объяснить, как правильно наладить работу, принять участие в общественно полезном труде. Мы должны создать эффективную схему конструктивного сотрудничества с общественными объединениями для решения задач, которые не требуют дополнительных затрат и бюджетного финансирования. Например, в части приведения в порядок мест отдыха, облагораживания придомовых территорий и др. Думаю, именно это направление взаимодействия с населением может стать одним из критериев оценки работы депутата.

- Вернемся к проблеме создания новых рабочих мест в небольших городах и сельской местности. Какую роль в ее решении может сыграть сотрудничество с регионами Российской Федерации?

- В настоящее время на уровне областей Беларусь сотрудничает более чем с 60 регионами Российской Федерации. Российский рынок по-прежнему остается приоритетным для нашего экспорта. На региональном уровне активно развивается взаимовыгодная торговля, создаются совместные производства. Мы видим большой потенциал объединения усилий в аграрной отрасли. На наш взгляд, первоочередной задачей сотрудничества Беларуси и России на этом этапе является формирование единой аграрной политики Союзного государства, которая подразумевает создание общего рынка, обеспечение продовольственной безопасности и создание межгосударственных кооперативно-интеграционных структур в АПК.

Укрепить связи, которые уже есть, и создать новые перспективы сотрудничества - главная цель проведения ежегодных Форумов регионов Беларуси и России. В рамках подготовки и проведения IV Форума регионов Беларуси и России, который состоялся в Москве летом прошлого года, подписано 77 документов о сотрудничестве (соглашения, планы мероприятий, меморандумы) между правительством Республики Беларусь и правительствами регионов России, между регионами двух стран. Во исполнение поручения Президента Республики Беларусь налажен конструктивный диалог между представительными органами власти. Так, подписано 34 соглашения между органами местного самоуправления (Советами депутатов Беларуси и законодательными собраниями, областными думами, представительными собраниями, Советами депутатов России). Сотрудничество регионов наших стран развивается не только между областями, но и на базовом уровне: при подготовке к Форуму подписан 41 документ о сотрудничестве между районами и городами Беларуси и муниципальными образованиями России, в том числе и местными Советами депутатов.

Определенные надежды мы возлагаем и на V Форум регионов Беларуси и России, который должен состояться в этот раз у нас в Беларуси, в Могилевской области. Тематические секции этого масштабного мероприятия пройдут на площадках ведущих предприятий Могилева и Шклова, а также Белорусской сельскохозяйственной академии в Горках.

Конечно же, от Форума мы ожидаем отдачи. Надеемся, что результатом его станут совместные межгосударственные проекты, реализация которых позволит привлечь дополнительные трудовые ресурсы и создать новые рабочие места в регионах нашей страны.

- Совет по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики призван создать единую цепочку сотрудничества всех представительных органов власти: от сельского Совета до Национального собрания. Что в этой работе, по вашему мнению, стало наиболее значимым результатом?

- На заседаниях Совета по взаимодействию органов местного самоуправления обсуждаем все актуальные проблемы жизни нашего общества, которые больше всего волнуют людей. Заседания проходят, как правило, в формате выездного совещания. На примере работы конкретных предприятий и организаций мы обсуждаем самые острые вопросы и намечаем пути выхода из сложных ситуаций. Роль и место местных органов власти в решении проблем финансовой состоятельности и повышения эффективности работы предприятий АПК, жилищно-коммунального хозяйства, совершенствование законодательства по питьевому водоснабжению - это не полный перечень проблем, которые обсуждаются в ходе проведения таких выездных мероприятий. Мы даем возможность выслушать позицию органов местного самоуправления и донести ее до республиканского уровня, обсудить все вопросы за круглым столом, где каждый имеет право высказать свою точку зрения и аргументировать свое предложение.

Замечу, что по каждому рассматриваемому вопросу были разработаны предложения и направлены правительству для дальнейшего рассмотрения.

Так, по итогам совместного заседания Совета по взаимодействию органов местного самоуправления и Президиума Совета Республики «О совершенствовании правовых, организационных и экономических основ развития и деятельности жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь по созданию благоприятных условий жизнеобеспечения населения» выработанные нами предложения вошли в основу Концепции совершенствования и развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь. Как вы знаете, эта концепция уже утверждена постановлением Совмина от 29 декабря 2017 года № 1037.

На заседании Совета по взаимодействию в Лидском районе мы рассмотрели вопрос «О работе органов местного самоуправления по выполнению Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в свете реализации итоговых документов пятого Всебелорусского народного собрания». По итогам заседания выработаны рекомендации по дальнейшей работе местных Советов депутатов и определены основные направления совместной деятельности органов местного управления и самоуправления по реализации основных направлений развития страны на пятилетку - инвестиции, занятость, экспорт, информатизация и молодежь.

В апреле 2017 года на базе Дзержинского района нами была изучена работа органов местного управления и самоуправления Минской области по включению в хозяйственный оборот неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в коммунальной собственности. Участники совещания пришли к выводу о необходимости изменения законодательства, регулирующего имущественные отношения. Мы направили свои предложения в Администрацию Президента Республики Беларусь. И хочу отметить, что нам удалось сдвинуть вопрос с мертвой точки. Предложения учтены при подготовке проектов нормативных правовых актов.

- Недавно в Поставах состоялось совместное заседание Совета по взаимодействию органов местного самоуправления и Правления Белкоопсоюза, посвященное повышению качества обслуживания сельского населения. Как взаимодействие местных органов власти и потребкооперации может решить проблемы занятости, повышения уровня жизни людей?

- Во время посещения торговых объектов и промышленно-перерабатывающего комплекса Поставского района поднимались вопросы, касающиеся выполнения поручений Президента по улучшению финансового состояния предприятий Белкоопсоюза, повышении их эффективности и доступности услуг для людей. Сегодня первоочередная задача потребительской кооперации и всех ее структурных подразделений - активное участие в формировании доходной части бюджета своего региона. Потребкооперация призвана стать посредником между производителем сельскохозяйственной продукции и рынком. Нужно создавать новые рабочие места, открывать цехи переработки, выпускать продукцию с добавленной стоимостью.

Участники заседания пришли к мысли, что у организаций потребкооперации есть большой ресурс. Например, закупка сельскохозяйственной продукции - важная составляющая деятельности потребкооперации. Она всегда занималась вопросами закупок сельскохозяйственной продукции там, где она имеется с избытком, и реализации там, где ее недостаточно. И это очень важно, так как по статистике доход семьи, проживающей в сельской местности, на 13,7 % состоит из поступлений от личного подсобного хозяйства, на 9,8 % - из заготовительной деятельности. В сельской местности доходы населения невелики, и такой источник заработка, налаженный организациями потребкооперации, очень чувствителен для сельских жителей. В эту работу следует также включиться и местным органам власти, проводить разъяснительную работу с населением, так как 17,2 % сельских жителей не знает, что излишки продукции закупает Белкоопсоюз. И заготовители должны активнее идти к людям. Иногда складывается ситуация, что человек, который вырастил свою продукцию, и рад ее продать организации кооперации, но территориально такой возможности у него нет. Это, в том числе, одно из решений проблемы занятости населения.

- Накануне выборов в местные Советы депутатов Республики Беларусь что вы хотели бы пожелать кандидатам в депутаты и их избирателям?

- Кандидатам в депутаты, конечно же, желаю быть избранными. Но в то же время хочу дать совет. Будьте честными со своими избирателями. Не надо давать неосуществимых обещаний, лучше настроиться на плодотворную работу.

Выборы в местные Советы депутатов - очень важное и ответственное мероприятие государственного уровня. Надеюсь, что все избиратели проявят гражданскую активность и проголосуют за самых достойных своих представителей. Ведь задача у нас всех одна - своим трудом создать условия для достойной жизни в стабильной экономически развитой стране.

Наталья Битель

Все интервью
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Назначенные Президентом Республики Беларусь

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы