17.02.2018

Время вперед

Закончен второй год пятилетки. Политики и экономисты, хозяйственники и общественные деятели оценивают его результаты, сверяют достигнутое с намеченным, анализируют успехи и недочеты с тем, чтобы откорректировать дальнейшее движение вперед, определить наиболее рациональные и эффективные пути достижения целей, намеченных V Всебелорусским народным собранием.

Особая роль в этом процессе принадлежит парламентариям. От своевременности, полноты, научной обоснованности принимаемых ими законов во многом зависит успешное решение экономических и социальных задач.

Постоянная комиссия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по экономике, бюджету и финансам, которой мне выпала честь и ответственность руководить, в истекшем году приняла 96 решений, при этом каждое шестое касалось совершенствования законодательства в экономической и социальной сфере. В центре нашего внимания были вопросы инвестиционной деятельности, занятости, экспорта и др.

Принимая участие в разработке плана мероприятий по совершенствованию инвестиционного климата, мы понимали, что инвестиционная привлекательность страны не исчерпывается системой льгот для инвесторов и субсидий для производителей инновационной продукции. Она включает в себя и политическую стабильность, и прозрачность хозяйственной деятельности, и наличие антикоррупционных механизмов.

Мы предложили внести в инвестиционное законодательство правовые нормы, направленные на обеспечение гарантий для инвесторов, создание механизма страхования инвестиционных рисков, изменение подходов к субсидиарной ответственности в случае банкротства. Отдельные из них уже нашли отражение в актах Главы государства. В 2017 году Советом Республики был одобрен Закон об инвестиционных фондах. В июле 2018 года он вступает в силу, и в связи с этим предстоит большая работа по корректировке целого ряда нормативных правовых актов, в том числе и Банковского кодекса.

Предметом пристального внимания постоянной комиссии были вопросы развития фондового рынка как важной составляющей инвестиционного процесса. Работа в этом направлении предстоит довольно объемная с привлечением многих государственных структур, ученых и экономистов.

Учитывая актуальность и важность инвестиционных процессов, осенью 2018 года планируется провести тематические парламентские слушания.

Еще один приоритет пятилетки — занятость.

Численность населения, занятого в экономике Беларуси, сокращается. Очевидно, что эта тенденция обусловлена не только демографическим фактором. 2 октября 2017 года на заседании постоянной комиссии мы детально обсудили предложения Федерации профсоюзов Беларуси по повышению заработной платы, улучшению условий труда, оказанию помощи молодым специалистам и иным ключевым вопросам трудозанятости. Полагаю, наши рекомендации по итогам заседания станут основанием для дальнейшей корректировки законодательства, регулирующего трудовую деятельность.

Однако к той работе следует подходить с учетом созданных в настоящее время в стране беспрецедентных правовых условий для развития предпринимательства и самозанятости. В конце прошлого года принят пакет нормативных правовых актов по либерализации бизнеса и раскрепощению деловой инициативы. Они касаются практически каждого гражданина, поэтому одной из важнейших для себя задач мы считаем разъяснение населению их прав и возможностей, предусмотренных действующим законодательством.

Следующий приоритет — экспорт.

Ситуация здесь не очень простая. Структура нашей экономики такова, что основную долю производимой продукции, практически 2/3, надо экспортировать. При этом следует иметь в виду, что сегодня все государства стараются защитить свой внутренний рынок и поддержать национальных производителей. Для успешного решения этой задачи, по мнению нашей комиссии, надлежит максимально рационально использовать бюджетные механизмы поддержки экспорта.

По-прежнему актуальным остается вопрос диверсификации поставок. В рамках международной деятельности члены комиссии всецело содействуют формированию положительного имиджа белорусской продукции. Традиционно эффективной площадкой для дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества с Российской Федерацией является Форум регионов Беларуси и России, в работе которого члены комиссии принимают активное участие. Надеюсь, что и V Форум регионов, который состоится в текущем году на Могилевщине, будет столь же плодотворным и экономически продуктивным.

В рамках деятельности по развитию двустороннего межпарламентского сотрудничества в 2017 году члены постоянной комиссии принимали участие во встрече с польскими, латвийскими, азербайджанскими, грузинскими парламентариями. По итогам этих встреч подписан ряд совместных заявлений о сотрудничестве в торгово-экономической, инвестиционной, научно-технической, культурной сферах.

В настоящее время по линии СНГ продолжается работа по созданию модельных законов «Об автономном учреждении», «О государственной собственности», «О нотариате», «О государственной промышленной политике». Особое внимание было уделено законодательству о публично-частном партнерстве. Мы совместно с нашими коллегами завершаем работу над документом, который позволит создать общие правовые условия для развития публично-частного партнерства в странах СНГ.

Традиционно базовой основополагающей была работа постоянной комиссии над бюджетными законопроектами, которая носит непрерывный характер, основывается на учете всех существующих реалий в экономике, социальной и международной сфере. Отдельные наши предложения закреплены в Законе о бюджете на 2018 год. Уже начата работа по выполнению поручения Главы государства, касающиеся комплексной корректировки Налогового кодекса, одна из целей которой — обеспечение стабильности и простоты излагаемых в кодексе правовых норм.

Законы тогда чего-нибудь стоят, когда реально влияют на общественные отношения. Поэтому для нас важно видеть, как они работают в жизни. Руководствуясь этим принципом, постоянная комиссия регулярно изучает правоприменительную практику. В частности, в истекшем году мы провели мониторинг практики применения Закона «О хозяйственных обществах». Выработанные рекомендации по совершенствованию данной сферы направлены в Правительство.

В ходе изучения действенности того либо другого закона для нас крайне важно мнение избирателей: руководителей местных органов власти, хозяйственников, рядовых граждан. Я сердечно благодарен работникам райисполкома, районного Совета депутатов, жителям района за поступающие в мой адрес предложения по совершенствованию законодательства. Должен сказать, что ни одно из них не остается без внимания и должной проработки. Даже те, которые выходят за рамки нашей нормотворческой деятельности. Уверен, что действуя сообща, мы значительно повышаем шансы построить достойное будущее.

Изменения правового ландшафта в экономике, которые сегодня происходят при непосредственном участии нашей комиссии, уже в этой пятилетке окажут позитивное влияние на экономическое развитие государства, станут надежной правовой основой для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, неуклонного движения вперед.

Важной составляющей парламентской деятельности является постоянная работа с населением.

Президент страны А.Г.Лукашенко на встрече с парламентариями сказал: «Если вы видите проблему простого человека, который не может пробиться через чиновничьи препоны, помогите ее решить». Для меня, как и для всех членов постоянной комиссии, — это важнейший принцип деятельности. У каждого из нас уже накопилась своя «копилка добрых дел». Я это говорю без какого-то пафоса и элемента самолюбования. Более того, все члены нашей комиссии не остались в стороне и принимали активное участие в акциях «Собери портфель первокласснику», «Наши дети», оказывали спонсорскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, детям-инвалидам, многодетным семьям, детским домам и домам семейного типа.

Французский писатель Альбер Камю сказал: «Щедрость по отношению к будущему — это умение отдавать все, что связано с настоящим».

Все интервью
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Назначенные Президентом Республики Беларусь

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы