19.12.2017

М.Щёткина: «Законодательство должно обеспечивать работу по достижению Целей устойчивого развития»

Об этом заявила Заместитель Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Национальный координатор по достижению ЦУР Марианна Щёткина во время выступления на Парламентских слушаниях «Партнерство ветвей власти как необходимое условие успешного достижения Целей устойчивого развития».

В 2015 году одобрена Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года, в которой закреплены 17 Целей устойчивого развития. Это – глобальная инициатива, которую предстоит реализовать в рамках многостороннего партнерства. Республика Беларусь принимала активное участие в разработке Повестки-2030 на всех ее этапах. И взяла на себя обязательства по достижению ЦУР, направленных на рост уровня и качества жизни людей.

Все цели взаимосвязаны и универсальны, и главный подход — «никого не оставить в стороне». С одной стороны —  это соблюдение интересов каждого, с другой — все должны быть привлечены к реализации ЦУР, подчеркнула Марианна Щёткина.

Беларусь уже приступила к работе по имплементации ЦУР на национальном уровне. Наши магистральные документы — это Национальная стратегия устойчивого социально - экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года и Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы. После разработки национальных показателей и индикаторов  они должны быть имплементированы во все государственные, отраслевые, региональные программы.

Сегодня в стране выстроена своя архитектура управления процессом по достижению ЦУР. Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2017 г. №181 учрежден пост Национального координатора по достижению Целей устойчивого развития. За деятельностью по достижению каждой из 17-ти ЦУР закреплены ответственные государственные органы. В соответствии с Указом в государственных органах и иных организациях определены заместители руководителей, ответственные за реализацию ЦУР. Из их числа сформирован Совет по устойчивому развитию, который возглавляет Национальный координатор.

Деятельность Совета создает платформу для межсекторального обмена и обсуждения результатов выполнения ЦУР и включает в себя четыре основные направления: мониторинг и оценка деятельности по достижению ЦУР; экономическое; социальное; экологическое. К участию в работе этого органа привлекаются представители деловых кругов, неправительственных и международных организаций, что позволяет заинтересованным субъектам участвовать в продвижении ЦУР.

Большое значение имеет парламентский ресурс, который может использовать присущую Парламенту законодательную инициативу для внедрения в стране лучших практик в достижении ЦУР, готовый к обмену опытом с зарубежными партнерами по данному направлению и, главное — работать с законопроектами, отметила Марианна Щёткина. «Законодательство должно обеспечивать работу по достижению ЦУР, — заявила она. — Если, например, мы рассматриваем в этом году законопроекты о питьевом водоснабжении, о государственно-частном партнерстве и другие, то один из основных вопросов — как принятые нормы законопроектов будут содействовать достижению целей устойчивого развития».

 Локализация ЦУР необходима, потому что каждое государство, каждый регион имеют свои особенности. «То, что нужно Солигорском району не будут актуально для Чауского и наоборот.  Поэтому ЦУР должны быть разработаны для каждой территории, — подчеркнула Марианна Щёткина. — При этом важно выделить приоритеты на локальном уровне, закреплять их в планах работы, но при этом работать скоррелировано с национальным уровнем. Подходы должны быть системными, причем не только на республиканском уровне, но и на уровне районов». Должны быть определены свои точки роста, установлены партнерские связи, и процесс необходимо постоянно отслеживать, направляя его по вектору прогресса. Это прежде всего, задача региональных групп, которые также встроены в архитектуру управления, добавила она.

Главная суть всех 17 Целей — это повышение уровня и качества жизни людей. «Поэтому мы говорим о том, что базой развития должно быть обеспечение благосостояния населения на основе диалектической зависимости экономической и социальной сфер. Не может быть социального развития без эконмического, равно, как и обратное — без развития человеческого потенциала невозможен экономический прогресс», — заявила заместитель Председателя Совета Республики.

 Институт Национального координатора по достижению ЦУР заработал в Беларуси в мае этого года, а уже в конце ноября эксперты миссии ООН – MAPS-миссии провели оценку элементов процесса достижения ЦУР в Беларуси. «Можно было просить их подождать. Но рассудили так: чем больше сейчас мы получим информации, мнений от экспертов, тем более конструктивно сможем выстроить свою работу, и выделить точки ускорения. А главное расширить контакты в мировом сообществе с людьми, которые работают по данному направлению, — сказала Марианна Щёткина. — Мы открыты и готовы учиться, перенимать все новое, то, что работает во благо нашего государства».

 Миссия отметила достижения Беларуси в вопросах гендерного равенства, материнства и детства, социальной поддержки, а также в целом согласованность работы по достижению ЦУР с политикой развития государства.  Обсуждена ситуация в стране и предложения по выработке «дорожной карты» по достижению ЦУР в Беларуси. Особое внимание будет уделено вопросам работы с молодежью, инновационному развитию, экологии, партнерству. По мнению международных экспертов Беларусь по ряду целей уже является примером для других стран. Только движение вперед может обеспечить прогресс.

«Но время летит быстро, темп жизни стремителен. Сегодня мы стоим на пороге нового этапа — изменения законодательства с учетом требований современности, формирования планов и  программ на следующую пятилетку, — заявила Марианна Щёткина. — Безусловно, все задачи, стоящие перед страной должны найти закрепление в этих документах. Наша задача состоит в том, чтобы мобилизовать все силы на их реализацию для достижения реальных, конкретных результатов, ведь ЦУР формируют образ будущего мира, в котором отсутствуют бедность и голод, где люди могут реализовать свой потенциал в условиях равенства, где используются рациональные модели потребления и производства, принимаются неотложные меры сохранения планеты для устойчивой жизнедеятельности нынешнего и будущих поколений».

В условиях глобализации необходимо обобщение опыта. «Мы должны работать в тесном международном сотрудничестве и, при этом, осознавать, что никто кроме нас не будет действовать в интересах Беларуси. Все в наших руках, а достижение цели зависит от уровня нашего взаимодействия, сотрудничества и партнерства. Только вместе мы достигнем результата», — подытожила Марианна Щёткина.

БелТА. Щеткина подчеркивает важность локализации ЦУР для каждого конкретного региона Беларуси >>>

Все новости
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Назначенные Президентом Республики Беларусь

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы