29.06.2018

Пятое заседание четвертой сессии шестого созыва


Одобренные законопроекты, принятые к сведению Декреты
Постановления Совета Республики

Законопроектом совершенствуются Гражданский, Гражданский процессуальный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье с учетом практики их применения, решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 16 октября 2013 года «Об ограничении дееспособности гражданина вследствие психического расстройства», а также в целях их приведения в соответствие с рядом декретов и указов Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь.

Законопроектом закрепляется возможность признания недееспособным и установления опеки над лицом, находящимся в связи с заболеванием в бессознательном состоянии, что позволит обеспечить надлежащую правовую защиту его прав и законных интересов. Предусматривается возможность ограничения дееспособности лица, чья способность понимать значение своих действий или руководить ими ограничена вследствие психического расстройства (заболевания). Над таким лицом будет устанавливаться попечительство.

Закрепляется право на общение не только деда и бабки с внуками, но также прадеда и прабабки с правнуками, родных братьев и сестер.

Комплексно совершенствуются нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь, касающиеся последующего залога и правового положения созалогодержателей. Детализируется механизм правового регулирования вопроса увеличения суммы долга с учетом инфляции в случае неисполнения должником денежного обязательства. По общему правилу, данный вопрос будет иметь договорно-правовое регулирование.

В целях реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. №7 «О развитии предпринимательства» предусматривается ограничение субсидиарной ответственности учредителей (участников), собственника имущества юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), только случаями, если его экономическая несостоятельность (банкротство) вызвана умышленными действиями таких лиц. Кроме того, из Гражданского и Гражданского процессуального кодексов Республики Беларусь исключаются требования о проставлении печатей на выдаваемых юридическими лицами доверенностях.

Законопроектом совершенствуются Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь с учетом решений Конституционного Суда Республики Беларусь от 5 июля 2013 г. № Р-836/2013 и от 25 сентября 2013 г. № Р-846/2013, некоторых указов Президента Республики Беларусь, правоприменительной практики. В частности, исключается уголовная ответственность за ограничение конкуренции и незаконное использование деловой репутации конкурента. Для введения дополнительных механизмов защиты прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства устанавливается административная ответственность за нарушение порядка включения в извещение о размере платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением сумм платы за жилищно-коммунальные услуги либо включение в данное извещение иных платежей.

В целях обеспечения защиты прав собственника транспортного средства в случае привлечения лица, которому доверено управление таким средством, к административной ответственности, в частности за управление в состоянии опьянения, закрепляется обязанность органа, наложившего административное взыскание, проинформировать об этом собственника транспортного средства. При этом собственнику должно быть сообщено о возможном применении специальной конфискации транспортного средства за совершение виновным лицом в последующем аналогичного правонарушения.

Для обеспечения единообразия правоприменительной практики прописывается четкий механизм освобождения судьями от уплаты государственной пошлины физического лица при подаче жалобы в суд на постановление по делу об административном правонарушении, не связанному с осуществлением предпринимательской деятельности.

Соглашение, подписанное в г. Минске 29 ноября 2017 г., направлено  на укрепление двусторонних взаимовыгодных отношений между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан и будет способствовать увеличению поставок в данную страну продукции военного назначения белорусского производства.

Данным законопроектом определяются система и виды нормативных правовых актов Республики Беларусь, устанавливается порядок их подготовки, экспертизы, принятия (издания), закрепляются основные принципы нормотворческой деятельности и механизмы их обеспечения, а также требования, предъявляемые к нормативным правовым актам (в том числе техническим) и локальным правовым актам.

В проекте Закона содержится ряд нововведений, в частности предусматриваюших:

введение института прогнозирования последствий принятия нормативного правового акта, включая оценку регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на условия осуществления предпринимательской деятельности, а также оценку иных последствий, которые возникнут в результате принятия (издания) такого акта;

подготовку пакета проектов нормативных правовых актов в случае введения принципиально новых подходов правового регулирования либо изменения концептуальных положений законодательства, институтов отрасли (отраслей) законодательства;

проведение правового мониторинга, под которым понимается деятельность по систематическому анализу и оценке качества законодательства, практики правоприменения, эффективности правового регулирования общественных отношений;

указание в обоснованиях необходимости принятия нормативных правовых актов информации о соответствии проекта нормативного правового акта социально-экономическим потребностям и возможностям общества и государства, а также целям устойчивого развития;

в качестве самостоятельного критерия оценки проекта нормативного правового акта при проведении его обязательной юридической экспертизы соответствие требованиям унификации и гармонизации законодательства, осуществляемой в рамках интеграционных объединений, участницей которых является Республика Беларусь;

подготовку и утверждение Инструкции по прогнозированию последствий принятия (издания) нормативных правовых актов и Инструкции о порядке проведения правового мониторинга.

Кроме того, в проекте Закона содержатся отдельная глава, посвященная техническим нормативным правовым актам, положения о публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов, а также о принятии (издании) нормативных правовых актов в порядке эксперимента. Подготовка обоснования необходимости принятия (издания) нормативного правового акта и финансово-экономического обоснования к нему предусматривается по формам, устанавливаемым Советом Министров Республики Беларусь.

Ряд положений проекта Закона направлен на совершенствование институтов официального опубликования и обнародования (опубликования) нормативных правовых актов, а также их официального толкования и разъяснения.

Важное значение имеют нормы, поясняющие требования нормотворческой техники, изложенные в приложении к проекту Закона. Такие требования проиллюстрированы примерами в целях упрощения порядка подготовки разработчиками проектов нормативных правовых актов.

Проектом Закона утверждается отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2017 год (далее — бюджет фонда) по доходам в сумме 12 461,453 млн рублей и по расходам в сумме 12 263,7 млн рублей. Бюджет фонда за 2017 год исполнен с профицитом в сумме 197,754 млн рублей.

Законом Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2017 год» бюджет фонда был утвержден по расходам в сумме 12 681,5 млн рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 12 951,7 млн рублей. Профицит бюджета фонда планировался в размере 270,2 млн рублей за счет средств профессионального пенсионного страхования.

В отчетном периоде произошло снижение поступлений в бюджет фонда по обязательным страховым взносам и взносам на профессиональное пенсионное страхование, доходам от капитализации средств бюджета фонда и другим неналоговым доходам, предусмотренным законодательством. В то же время были увеличены поступления процентов, уплачиваемых банками за пользование денежными средствами бюджета фонда, штрафов за нарушение законодательства о государственном социальном страховании и других неналоговых доходов, предусмотренных законодательством.

Основным источником доходов бюджета фонда явились обязательные страховые взносы и взносы на профессиональное пенсионное страхование (88,3 процента).

Наибольший удельный вес в расходах бюджета фонда составляют расходы на выплату пенсий (77,3 процента) и пособий (21,2 процента).

В 2017 году произведен перерасчет трудовых пенсий с 1 ноября в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 октября 2017 г. № 377 «О повышении пенсий».

Кроме того, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения четырежды (в феврале, мае, августе и ноябре) повышались минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет.

Все запланированные расходы бюджета фонда в 2017 году профинансированы в полном объеме и своевременно.

Законом Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда гражданской авиации на 2017 год» бюджет фонда утвержден сбалансированным по расходам и доходам в сумме 15 500,0 тыс. рублей.

Проектом Закона утверждается отчет об исполнении бюджета фонда по доходам в сумме 27 189,219 тыс. рублей и по расходам в сумме 23 825,051 тыс. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 3 364,167 тыс. рублей.

Доходная часть бюджета исполнена за счет неналоговых доходов. Основными источниками доходов явились отчисления от прибыли, остающейся в распоряжении авиационных организаций, подчиненных Министерству транспорта и коммуникаций, прибыли от деятельности негосударственных организаций в области гражданской авиации после уплаты налогов, других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты — 20 911,263 тыс. рублей (76,9 процента) и амортизационные отчисления от основных фондов авиационных организаций, подчиненных Министерству транспорта и коммуникаций, — 5 138,418 тыс. рублей (18,9 процента).

Наибольший удельный вес в расходах бюджета фонда (75,9 процента) составили расходы на реализацию наиболее значимых инвестиционных проектов гражданской авиации в соответствии с Государственной программой развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы.

Финансирование основных направлений развития гражданской авиации позволило укрепить материально-техническую базу предприятий, обеспечить реализацию запланированных мероприятий Государственной программы развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы, повысить эффективность деятельности авиационных организаций.

Декрет Президента Республики Беларусь от 20 июня 2018 г. № 2 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь», которым вносится изменение в Декрет от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Цель данной корректировки — обеспечение загрузки производственных мощностей кожевенных предприятий путем максимальной переработки кожевенного сырья республиканских заготовок на внутреннем рынке для удовлетворения потребности обувных предприятий республики в натуральных кожах.

Данный законопроект, предусматривающий изложение Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» в новой редакции, направлен на приведение законодательства о государственных закупках в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе и практикой регулирования государственных закупок.

Изменения и дополнения касаются включения недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) в список лиц, временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок; сроков заключения договоров по результатам проведенных процедур государственных закупок, возможности их заключения между заказчиком (организатором) и участником-победителем в форме электронного документа.

Все конкурентные виды процедур переводятся в электронный формат. Для этого определен механизм взаимодействия официального сайта по государственным закупкам и электронных торговых площадок в части размещения информации о процедурах государственных закупок.

Предусматривается подача жалобы в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам посредством ее размещения на официальном сайте в реестре жалоб.

Упрощается ряд процедур государственных закупок: отменяется требование о составлении справки о конкурентной процедуре, предоставляется возможность проведения между заказчиком (организатором) и участником-победителем переговоров по снижению цены до заключения договора.

В новой статье регламентируется порядок создания и функционирования государственной информационной автоматизированной системы по управлению государственными закупками.

Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2017 год» утвержден бюджет на 2017 год по доходам в объеме 18,2 млрд рублей, по расходам — 16,7 млрд рублей с профицитом в сумме 1,5 млрд рублей, который обеспечивался поступлением вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты и подлежал направлению на погашение части государственного валютного долга.

Исполнение бюджета осуществлялось в благоприятных внешнеэкономических условиях для отечественных товаропроизводителей и при качественном улучшении ряда важнейших параметров социально-экономического развития в 2017 году по сравнению с прогнозом.

В итоге в доход республиканского бюджета за прошлый год поступило 19,8 млрд рублей, или 101,9 процента уточненного годового плана. По сравнению с 2016 годом поступления увеличились на 11,3 процента.

Источниками формирования доходов республиканского бюджета являлись налоговые доходы, за счет которых сформировано 73 процента доходов, неналоговые доходы — 14,7 процента, безвозмездные поступления — 12,3 процента.

Наибольший удельный вес в формировании налоговых доходов составляли налог на добавленную стоимость (44,2 процента), акцизы (16,2 процента), доходы от внешнеэкономической деятельности (24,6 процента).

Расходы республиканского бюджета за 2017 год профинансированы в сумме 17 млрд рублей, или 95,6 процента уточненного годового плана.

Бюджет сохранил социальную направленность. Расходы на социальные нужды составили 53,5 процента от всех расходов и увеличились по сравнению с 2016 годом на 1,1 процентного пункта. Вместе с тем удельный вес указанных расходов в ВВП снизился с 14,4 процента в 2016 году до 14,1 процента в 2017 году.

Бюджетно-налоговая политика в 2017 году была сформирована исходя из принципов сохранения стабильности налоговой системы, неувеличения налоговой нагрузки на реальный сектор экономики, сохранения социальной направленности бюджетных расходов.

По консолидированному бюджету налоговая нагрузка составила 25 процентов ВВП и снизилась по сравнению с 2016 годом на 0,1 процентного пункта.

Вместе с тем централизация доходов консолидированного бюджета в 2017 году выросла на 0,1 процентного пункта по сравнению с 2016 годом — 30,1 процента к ВВП.

Республиканский бюджет исполнен с профицитом в размере 2,8 млрд рублей, или 2,7 процента к ВВП. Указанный профицит направлен на погашение части долговых обязательств Правительства.

Объем государственного долга Республики Беларусь на 1 января 2018 г. в рублевом эквиваленте составил 42,2 млрд рублей и увеличился за прошлый год на 5,2 млрд рублей, или на 14,1 процента. Увеличение произошло за счет роста внешнего госдолга.

Отношение государственного долга к ВВП составило 39,3 процента и не превысило пороговое значение. При этом по сравнению с 2016 годом данный показатель улучшился (39,4 процента).

№ 239-СР6/IV от 29.06.2018
О проекте Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах»
№ 238-СР6/IV от 29.06.2018
О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о производственной и научно-технической кооперации организаций оборонных отраслей промышленности»
№ 237-СР6/IV от 29.06.2018
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь»
№ 236-СР6/IV от 29.06.2018
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»
№ 235-СР6/IV от 29.06.2018
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»
№ 234-СР6/IV от 29.06.2018
О проекте Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2017 год»
№ 233-СР6/IV от 29.06.2018
О проекте Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда гражданской авиации за 2017 год»
№ 232-СР6/IV от 29.06.2018
О проекте Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2017 год»
№ 231-СР6/IV от 29.06.2018
О Декрете Президента Республики Беларусь от 20 июня 2018 г. № 2 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь»
№ 230-СР6/IV от 29.06.2018
О внесении дополнений в повестку дня четвертой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва
К информации о сессии К информации о созыве К списку созывов
Территориальное представительство
Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы