28.06.2019

Пятое заседание шестой сессии шестого созыва


Одобренные законопроекты, принятые к сведению Декреты
Постановления Совета Республики

Данный законопроект представляет собой результат объединения двух проектов законов — «О внесении изменений и дополнений в Хозяйственный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Беларусь» (по вопросам приказного производства) и «О внесении дополнений и изменения в некоторые кодексы Республики Беларусь» (по вопросам ограничения физических лиц в посещении виртуальных игорных заведений).

В законопроекте реализуется решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 10 апреля 2018 г. № Р-1122/2018 «О праве на судебную защиту заинтересованных лиц в приказном производстве». В частности, Хозяйственный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы дополняются нормами о том, что иное лицо, права и (или) законные интересы которого затрагиваются определением о судебном приказе, в десятидневный срок со дня, когда этому лицу стало известно о вынесении такого определения, вправе направить в суд мотивированное заявление об отмене определения о судебном приказе. Также закрепляются положения о порядке уведомления сторон и заинтересованных лиц, от которых поступили соответствующие заявления в суд, о принятии судом определения об отмене определения о судебном приказе (отмене его в части) либо определения об отказе в отмене определения о судебном приказе.

Кроме того, объединенным законопроектом вносятся дополнения в Хозяйственный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы в целях исполнения пункта 9 Указа Президента Республики Беларусь от 7 августа 2018 г. № 305 «О совершенствовании правового регулирования игорного бизнеса». В частности, с 01.04.2019 (дата вступления в силу основных положений данного Указа) физические лица будут ограничиваться не только в посещении игорных заведений и участии в азартных играх, но и в посещении виртуальных игорных заведений. Учитывая изложенное, предусматривается внесение соответствующих корректировок в нормы, касающиеся вопросов ограничения физических лиц в посещении игорных заведений и участии в азартных играх.

Данный законопроект разработан на плановой основе в целях совершенствования норм Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) с учетом правоприменительной практики, а также для приведения его в соответствие с иными законодательными актами.

Так, документом имплементированы в ТК положения прежде всего декретов Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» и от 5 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций». Кроме того, в законопроекте реализованы решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 10 июля 2014 г. № Р-945/2014 «О правовом регулировании размера оплаты времени вынужденного прогула работнику, восстановленному на прежней работе» и от 18 сентября 2014 г. № Р-946/2014 «О понятии «одинокая мать» в трудовых правоотношениях».

Проектом Закона, в частности, уточняется понятийный аппарат, изменяются существенные условия труда, порядок расторжения трудового договора по инициативе нанимателя, вводятся дополнительные основания для увольнения работника по инициативе нанимателя, закрепляются особенности регулирования труда работников, с которыми заключаются контракты, а также осуществляющих дистанционную работу, уточняется порядок и условия перевода работника к другому нанимателю, вводятся дополнительные основания для увольнения и досрочного расторжения срочного трудового договора, закрепляются дополнительные гарантии гражданам, уволенным с военной и альтернативной службы.

Данный законопроект разработан в целях совершенствования государственного регулирования аудиторской деятельности с учетом международного опыта и правоприменительной практики.

Документом предлагается ряд нововведений, направленных на гармонизацию законодательства в сфере аудиторской деятельности и формирование единого рынка аудиторских услуг в рамках Евразийского экономического союза, обеспечение открытости и общедоступности информации о субъектах аудиторской деятельности, интеграцию белорусского аудита в международное профессиональное сообщество.

Основными положениями законопроекта являются:

  • введение международных стандартов аудиторской деятельности;
  • создание Государственного реестра аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, аудиторов;
  • создание Аудиторской палаты как единого органа самоуправления аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей на условиях их обязательного членства;
  • упорядочение мер ответственности аудиторских организаций, их должностных лиц, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, аудиторов за нарушение законодательства об аудиторской деятельности и ненадлежащее качество оказания аудиторских услуг;
  • расширение перечня профессиональных услуг, оказываемых аудиторскими организациями, аудиторами — индивидуальными предпринимателями;
  • усиление контроля за проведением субъектами хозяйствования обязательного аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Законопроектом определяются категории осужденных, которые подлежат освобождению от наказания и иных мер уголовной ответственности. В частности, к таким категориям предлагается относить несовершеннолетних, беременных женщин, женщин и одиноких мужчин, имеющих детей в возрасте до восемнадцати лет, лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста, инвалидов I или II группы, ветеранов боевых действий на территории других государств и др.

Освобождению от наказания также подлежат лица, совершившие преступления, не представляющие большой общественной опасности, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы, приговоры в отношении которых постановлены на день вступления в силу закона; совершившие преступления, относящиеся к категории менее тяжких, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы, если они на день вступления в силу закона отбыли не менее одной четверти назначенного срока наказания; которым назначено наказание в виде ареста и приговоры в отношении них постановлены на день вступления в силу закона, и др.

Лица, которым назначено наказание в виде ограничения или лишения свободы, неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием в виде ограничения свободы или исправительных работ, неотбытая часть наказания в виде ограничения свободы заменена наказанием в виде исправительных работ, а также лица, условно-досрочно освобожденные от наказания в виде ограничения свободы или лишения свободы, и осужденные к лишению свободы беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, которым суд отсрочил отбывание наказания, будут освобождены от наказания частично сроком на один год, а несовершеннолетние — на два года.

Бюджетно-налоговая политика в 2018 году была направлена на:

  • поддержание устойчивости бюджета путем создания стабильной доходной базы и сбалансированное исполнение бюджетов всех уровней;
  • принятие дополнительных мер, связанных с повышением оплаты труда работников бюджетных организаций;
  • сдерживание роста государственного долга и сохранение его размера на безопасном уровне;
  • создание эффективной системы по управлению фискальными рисками предприятий, имеющих обязательства перед бюджетом;
  • обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.

Исполнение бюджета в 2018 году осуществлялось под воздействием благоприятных внешнеэкономических условий для отечественных товаропроизводителей (рост цен на нефть и калийные удобрения, позитивная динамика внешней торговли, увеличение объемов реализации на экспорт калийных удобрений) и качественного улучшения ряда важнейших параметров социально-экономического развития в 2018 году по сравнению с прогнозом.

В итоге доходы республиканского бюджета за 2018 год исполнены в сумме 24,4 млрд рублей, или 100,6 процента уточненного годового плана и 119,1 процента к плану, утвержденному Законом. По сравнению с 2017 годом поступления увеличились на 23,4 процента.

Источниками формирования доходов республиканского бюджета в 2018 году являлись налоговые доходы, за счет которых сформировано 76,5 процента доходов, неналоговые доходы — 11,5 процента, безвозмездные поступления — 12 процентов.

Наибольший удельный вес в формировании налоговых доходов в 2018 году, как и в 2016 — 2017 годах, занимали налог на добавленную стоимость (42,7 процента), доходы от внешнеэкономической деятельности (29,5 процента), акцизы (14,1 процента).

Расходы республиканского бюджета за 2018 год профинансированы в сумме 19,7 млрд рублей, или 94,3 процента уточненного годового плана и 80,9 процента от поступивших доходов.

В 2018 году наблюдалось неравномерное освоение средств республиканского бюджета. Самый низкий процент освоения расходов пришелся на январь (6,3 процента), самый высокий — на декабрь (16,3 процента). По разделу «Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство» 10,5 процента расходов бюджета осуществлено в январе — ноябре 2018 г. По разделам «Национальная экономика» и «Национальная оборона» в декабре 2018 г. освоено 20,5 процента и 18,6 процента средств республиканского бюджета соответственно.

В отчетном периоде бюджет сохранил социальную направленность. Расходы на социально-культурную сферу (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура, средства массовой информации, образование, социальная политика) составили 4 млрд рублей, или 20,1 процента от суммы всех расходов.

По консолидированному бюджету налоговая нагрузка в 2018 году составила 25,9 процента к ВВП и увеличилась по сравнению с 2017 годом на 0,9 процентного пункта (25 процентов). Вместе с тем при формировании проекта бюджета налоговая нагрузка прогнозировалась в размере не более 25,5 процента к ВВП.

Централизация доходов консолидированного бюджета в 2018 году выросла на 1,1 процентного пункта по сравнению с 2017 годом и составила 31 процент к ВВП.

Республиканский бюджет исполнен с профицитом в размере 4,6 млрд рублей, или 3,8 процента к ВВП. Указанный профицит направлен на погашение части долговых обязательств Правительства.

Объем государственного долга Республики Беларусь на 1 января 2019 г. в рублевом эквиваленте составил 45,4 млрд рублей и увеличился за счет роста внешнего госдолга за 2018 год на 3,2 млрд рублей, или на 7,6 процента.

Отношение государственного долга к ВВП на 1 января 2019 г. составило 35,4 процента и не превысило пороговое значение. При этом по сравнению с 2017 годом данный показатель улучшился (39,1 процента).

Проектом Закона утверждается отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2018 год (далее — бюджет фонда) по доходам в сумме 13 929 944,7 тыс. рублей и по расходам в сумме 13 614 956,9 тыс. рублей. Бюджет фонда за 2018 год исполнен с профицитом в сумме 314 987,8 тыс. рублей.

Законом Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2018 год» бюджет фонда был утвержден по расходам в сумме 13 393 535,9 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 13 581 510,3 тыс. рублей. Профицит бюджета фонда планировался в размере 187 974,4 тыс. рублей за счет средств профессионального пенсионного страхования.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2018 г. № 501 «Об уточнении отдельных показателей бюджета государственного внебюджетного фонда» доходы бюджета фонда увеличены на 422 597,4 тыс. рублей, расходы — на 415 543,2 тыс. рублей. Уточнение расходов бюджета фонда позволило сократить общую сумму предусмотренных субвенций из республиканского бюджета.

Основным источником доходов бюджета фонда явились взносы на государственное социальное страхование (92,7 процента).

Наибольший удельный вес в расходах бюджета фонда составляют расходы на выплату пенсий (77,2 процента) и пособий (21,3 процента).

В соответствии с указами Президента Республики Беларусь в 2018 году с 1 мая, 1 августа и 1 ноября произведен перерасчет трудовых пенсий.

Кроме того, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения четырежды (в феврале, мае, августе и ноябре) повышались минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, набавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет.

Все запланированные расходы бюджета фонда в 2018 году профинансированы в полном объеме и своевременно.

№ 372-СР6/VI от 28.06.2019
О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Венгрии о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций»
№ 371-СР6/VI от 28.06.2019
О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Республикой Индия об инвестициях»
№ 370-СР6/VI от 28.06.2019
О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов»
№ 369-СР6/VI от 28.06.2019
О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области защиты конкуренции»
№ 368-СР6/VI от 28.06.2019
О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства»
№ 367-СР6/VI от 28.06.2019
О проекте Закона Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 75-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков»
№ 366-СР6/VI от 28.06.2019
О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении законов»
№ 365-СР6/VI от 28.06.2019
О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»
№ 364-СР6/VI от 28.06.2019
О проекте Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2018 год»
№ 363-СР6/VI от 28.06.2019
О проекте Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2018 год»
№ 362-СР6/VI от 28.06.2019
О внесении дополнений в повестку дня шестой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва
К информации о сессии К информации о созыве К списку созывов
Территориальное представительство
Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы