Шестое заседание пятой сессии шестого созыва
Закон разработан в соответствии со статьей 21 Бюджетного кодекса Республики Беларусь и сформирован с учетом тенденций исполнения бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь текущего года и основных параметров прогноза в базовом сценарии социально-экономического развития Республики Беларусь в 2019 году. Он утверждает бюджет фонда на 2019 год, источники его формирования, цели использования, порядок исполнения бюджета фонда и внесения в него изменений в процессе исполнения.
Законом предусмотрены доходы бюджета фонда в сумме 15 054,5 млн рублей, расходы — 14 830,7 млн рублей, профицит — 223,7 млн рублей.
Основная часть доходов будет формироваться за счет взносов на государственное социальное страхование (13 516,2 млн рублей), которые представлены обязательными страховыми взносами в размере 13 389,7 млн рублей и взносами на профессиональное пенсионное страхование — 126,5 млн рублей.
Закон подготовлен в соответствии с поручением Главы государства, представляет собой новую редакцию Налогового кодекса (далее — Кодекс), направлен на совершенствование налогового законодательства без снижения объема бюджетных доходов. В нем упрощены механизмы взимания налогов и сборов и налоговое администрирование, что нашло поддержку со стороны бизнес-сообщества.
В целях привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, реинвестирования прибыли в развитие производства Кодексом предусмотрены меры, направленные на снижение налоговой нагрузки, в их числе:
увеличение размера инвестиционного вычета по налогу на прибыль;
снижение ставки налога на прибыль и подоходного налога по дивидендам;
освобождение вновь построенных (после 1 января 2019 г.) объектов и земельных участков, на которых они расположены, от имущественных налогов в первый год их эксплуатации;
выведение из-под налогообложения налогом на недвижимость объектов незавершенного строительства;
отмена права местных Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам, а также земельного налога за земельные участки, занятые такими объектами.
Среди нововведений по упрощенной системе налогообложения:
возможность ведения учета в упрощенном порядке (за счет увеличения критерия валовой выручки, установленного для ведения книги учета доходов и расходов) расширена для организаций;
критерий валовой выручки проиндексирован на прогнозный уровень инфляции для организаций и увеличен в отношении индивидуальных предпринимателей;
суммы возмещения стоимости коммунальных услуг при сдаче имущества в аренду исключены из налоговой базы (так называемые транзитные платежи).
Республиканский бюджет на 2019 год, а также расчетные показатели по бюджетам областей и г. Минска сформированы на основе параметров прогноза социально-экономического развития и денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год, ожидаемого исполнения республиканского и местных бюджетов в 2018 году, изменений и дополнений, вносимых в налоговое законодательство.
Законом предусмотрено: передача трансфертов бюджету государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения для обеспечения его сбалансированности на общую сумму 1 289,9 млн рублей (91,2 процента к 2018 году);
передача трансфертов местным бюджетам в общей сумме 3 820,7 млн рублей (115 процентов к оценке 2018 года), в том числе дотации — 2 900,5 млн рублей, субвенции — 876,3 млн рублей;
снижение на 10 процентов расходов на оказание государственной поддержки организациям реального сектора экономики по принятым решениям Главы государства на 2019 год (512,9 млн рублей, или 89,9 процента к оценке 2018 года).
Превышение доходов над расходами (профицит) республиканского бюджета сформировано в сумме 1 701,9 млн рублей и направляется на погашение части государственного долга.
В 2019 году погашение государственного долга составит 5 759,5 млн рублей, в том числе внешнего госдолга — 3 458,4 млн. рублей, внутреннего госдолга — 2 301,1 млн. рублей. При этом его погашение в иностранной валюте составит 2 503,2 млн. долларов США (или 96,3 процента от общего объема погашения).
Законопроектом совершенствуются Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях с учетом решений Конституционного Суда Республики Беларусь от 27 ноября 2015 г. № Р-1004/2015 и от 21 июня 2017 г. № Р-1089/2017, положений международных правовых документов, ратифицированных Республикой Беларусь, норм некоторых законодательных актов, а также правоприменительной практики.
В целях создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития бизнеса либерализируется ответственность за преступления против порядка осуществления экономической деятельности. Так, корректируются в сторону увеличения размеры ущерба, с причинением которого связывается наступление уголовной ответственности; сужается сфера применения наказания в виде лишения свободы; декриминализуются некоторые экономические преступления, например, лжепредпринимательство, нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь, нарушение антимонопольного законодательства, дискредитация деловой репутации конкурента, и др.
Кроме того, предусматривается ряд новелл. Для обеспечения наиболее полной реализации конституционно гарантированного принципа неприкосновенности собственности исключается общая конфискация имущества, при этом в Уголовном кодексе Республики Беларусь детализируется специальная конфискация. Вводится уголовная ответственность за пропаганду самоубийства и предоставление незаконного вознаграждения.
Законопроектом оптимизируется ведение уголовного процесса. В частности, расширяется применение звуко- и видеозаписи при производстве следственных действий без участия понятых. В целях стимулирования правопослушного поведения осужденных, сочетания принудительных мер с воспитательным воздействием совершенствуется порядок отбывания наказания осужденными.