Главная / Пресс-центр / Выступления и интервью / Выступления Председателя Совета Республики
04.04.2016

Политическая воля, эффективное законодательство и ответственная работа кадров — основа успешного социально-экономического развития страны

Уважаемые члены Совета Республики!

Уважаемые приглашенные!

Одиннадцатая сессия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сегодня начинает свою работу.

23 февраля 2016 года Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко Указом № 78 определил комплекс мер по повышению эффективности социально-экономического комплекса нашей страны. Это базовый документ, который во многом определяет социально-экономическую политику и организационно-кадровую работу в государстве в 2016 году и на ближайшую перспективу. В развитие данного решения принимаются необходимые нормативные правовые акты, некоторые из них уже вступили в силу. На семинаре, который мы сегодня с вами провели в первой половине дня, детально рассмотрены вопросы функционирования в современных условиях агропромышленного комплекса, пенсионной системы, кредитно-денежной политики и другие актуальные задачи, которые предстоит решать членам Совета Республики и местным Советам депутатов.

В нашей деятельности важны все вопросы, мелочей не должно быть. Определяющим в этом деле должна быть активная деятельность кадров всех уровней, разъяснительная и мобилизующая работа с населением, благодаря которой следует обеспечить социальную лояльность к принимаемым решениям. Повсеместно уже обеспечивается оптимизация бюджетных расходов. Местные Советы депутатов с пониманием относятся к формированию бюджетных резервных фондов сверх размера, определяемого законодательством. Они как и резервы республиканского бюджета предназначаются в первую очередь на социальную поддержку населения. Этим государство в очередной раз демонстрирует внимание и заботу о наших гражданах, которые в силу различных трудностей, в том числе из-за внешних обстоятельств, оказались в сложном положении.

Предстоит нарастить конкурентоспособность экономики, достичь больших результатов в импортозамещении. А значит, задания и показатели развития, доведенные республиканскими и местными органами государственного управления должны носить обязательный характер и за их выполнение необходимо установить надлежащий спрос, повсеместно повысить исполнительскую дисциплину и ответственность кадров. Экономия и сбалансированность только тогда будут обеспечены.

Следует отметить, что ужесточение ответственности идет повсеместно. Мировое сообщество осознало необходимость бóльшего введения элементов планирования в экономическую политику как на макро, так и на микроуровне. Вводятся новые термины, новые определения. Например, каскадирование. Ведь это не что иное, как система сбалансированных показателей, доводимых подразделениям и ключевым сотрудникам в целях реализации стратегических задач. Аналогично часто используемое в последнее время выражение — таргетирование. Все это инструменты управления и хорошо, что наше Правительство использует их в работе, утвердив по вертикали плановые (прогнозные) показатели, а ки-пи-ай или по-русски ки-пи-э — ключевые показатели эффективности. Но одно дело довести задания, другое — их выполнить. Члены Совета Республики обязаны каждый на своем месте участвовать в этом исполнительском процессе. За каждой постоянной комиссией Совета Республики закреплен круг вопросов по реализации Комплекса мер по решению задач социально-экономического развития Республики Беларусь в 2016 году, обеспечению макроэкономической сбалансированности, утвержденного совместным Постановлением Правительства и Национального банка. В межсессионный период Президиум Совета Республики принял Постановление по выполнению Директивы № 3 Президента Республики Беларусь и по другим ключевым вопросам. Просьба активно включиться в их реализацию. Секретариат Совета Республики будет оказывать содействие, председатели постоянных комиссий обеспечат организацию и контроль.

Уважаемые коллеги!

В настоящее время обсуждается проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Следует отметить, что параметры проекта Программы низкие. Проект изобилует общими рассуждениями, а необходима конкретная постановка задач и путей их решения. Организуйте работу по всем вопросам в постоянных комиссиях и до 11 апреля 2016 года представьте заключения и предложения. Свод за В.И.Пантюховым. В Программе, как и нашей повседневной деятельности должны найти отражение достижения ключевых целей: занятость, экспорт, инвестиции. В законопроекты, которые мы будем с вами рассматривать, следует заложить нормы, мотивирующие экспортоориентированную деятельность и, в первую очередь равные условия с нашими партнерами по Евразийскому экономическому союзу. Не может быть общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы и в целом единого экономического пространства, если исходные условия разные. А сегодня для наших товаропроизводителей эти условия хуже, чем для наших партнеров по ЕАЭС. Руководство Совета Республики будет впредь содействовать внедрению честных принципов конкуренции в ЕАЭС. Проведенный в феврале 2016 года научно-консультативный совет, рассмотрев вопросы унификации и гармонизации законодательства стран-участниц Союза принял конкретные решения, направив их коллегам в парламенты, ЕЭК, Совет Министров Республики Беларусь. Мы также внесли предложения Правительству по развитию предпринимательства, занятости, стимулированию деловой активности. Пока ответа из Совета Министров Совет Республики не получил. Надеемся, что будут конструктивные решения.

Нынешняя сессия будет рассматривать законопроект о внесении изменений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь». Задача Парламента и Правительства повысить эффективность вовлечения в экономическую деятельность незанятых граждан, что приобретает особую актуальность с реформой пенсионной системы. Нужны смелые мотивационные механизмы создания дополнительных рабочих мест. Положение дел этого требует. Так, в 2015 году численность занятых в экономике снизилась на 61,2 тыс чел. (1,4 %).

В январе 2016 года упала еще на 15,3 тыс чел. А за этим — рост безработицы, снижение поступлений в пенсионный фонд и другие проблемы. Наряду с исполкомами и министерствами к созданию новых и главное эффективных рабочих мест обязаны подключиться местные Советы депутатов, контрольные и надзорные органы. Активнее можно практиковать вынесение предупреждения, как первого шага контроля, вместо штрафа.

Уважаемые члены Совета Республики!

Благодаря взвешенной и дальновидной политике нашего Президента наметились заметные позитивные изменения отношений Евросоюза и США с Республикой Беларусь. Нам, Национальному собранию, надо перезагрузить парламентские много- и двусторонние контакты, работу в международных организациях, предпринимать самые активные усилия по интеграции в Евразийском экономическом союзе. Руководство Совета Республики уже инициировало создание на базе Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ парламентского центра.

В центре нашего внимания в работе с парламентами зарубежных государств остается нацеленность на эффективное экономическое сотрудничество, на наращивание объемов белорусского экспорта. Самое пристальное внимание традиционно уделяется многоплановой парламентской работе с нашим стратегическим партнером — Российской Федерацией. Заседание Высшего государственного Совета Союзного государства в Минске, 49-ая сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, работа парламентских групп — это далеко не полный перечень совместных мероприятий. Идет активная подготовка III Форума регионов Беларуси и России, проведение которого запланировано на 7 — 9 июня 2016 года в Минске с участием Президентов наших стран А.Г.Лукашенко и В.В.Путина.

В рамках сотрудничества с государствами дальнего зарубежья предстоят парламентские визиты в Индию, Иран, Пакистан. Ожидаются визиты в Беларусь делегаций Армении, Кыргызстана, Эквадора.

Уважаемые члены Совета Республики!

С учетом проводимого сенаторами правового мониторинга и активной работы с Правительством планируется рассмотрение в ходе настоящей сессии более 40 законопроектов. Важным документом является проект Кодекса Республики Беларусь о культуре. Данный проект не имеет аналогов в мире. Очень символично, что Кодекс о культуре будет принят в Год культуры в нашей стране.

Завершается подготовка новой редакции Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и целый ряд сопутствующих законопроектов. Предстоит рассмотреть проекты в сфере законодательства об обороне, национальной безопасности, международной и правоохранительной деятельности.

Важная составляющая в деятельности членов Совета Республики — активное участие в работе местных органов власти. С участием парламентариев прошли заседания Гомельского, Минского и Могилевского областных, Бобруйского, Гродненского и Минского городских, Березинского, Докшицкого, Калинковичского, Кировского, Лунинецкого, Логойского, Ляховичского, Молодечненского, Оршанского и Столинского районных исполнительных комитетов, администрации Первомайского района г. Минска.

Члены Совета Республики большое внимание уделяли мероприятиям с участием молодежи. В межсессионный период парламентарии участвовали в мероприятиях республиканского молодежного конкурса «100 идей для Беларуси», торжественной церемонии вручения представителям одаренной учащейся молодежи паспортов гражданина Республики Беларусь, посвященной Дню Конституции.

Личные приемы граждан, встречи в трудовых коллективах, работа со средствами массовой информации являются для членов Совета Республики важным инструментами деятельности.

Уважаемые члены Совета Республики!

Текущий год пройдет под знаком важного политического события в жизни страны — выборов в Национальное собрание Республики Беларусь шестого созыва.

Нам предстоит держать отчет перед народом о проделанной работе.

Парламентские выборы должны пройти организованно, открыто, демократично, в полном соответствии с Конституцией и действующим избирательным законодательством.

Решать эффективно актуальные задачи развития государства и общества в современных условиях смогут только грамотные, компетентные, ответственные парламентарии — настоящие патриоты своей Родины.

Уверен, что именно таких достойных кандидатов поддержит белорусский народ.

Благодарю за внимание.

Все интервью
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы