Вопрос/Ответ


Вопрос

В Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь поступили многочисленные электронные обращения граждан, содержащие предложение о разработке и принятии Закона Республики Беларусь «Об обращении с животными».

Ответ

В соответствии с частью второй подпункта 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» размещаем ответ Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по региональной политике и местному самоуправлению по данному вопросу. >>>


Вопрос

Гражданин Б. в своем обращении просит проинформировать его о принятом Законе Республики Беларусь, касающемся вопросов совершенствования правового механизма пересмотра судебных постановлений, а также о времени вступления его в силу и возможности ознакомления с его содержанием.

Ответ

Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования правового механизма пересмотра судебных постановлений» (далее — Закон) усовершенствован порядок гражданского и уголовного судопроизводства посредством введения института надзорной проверки законности и обоснованности постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь путем их пересмотра Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Исключительным правом на принесение протеста в порядке надзора в Пленум Верховного Суда наделены Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь. При этом внимание заявителя обращено на то, что процессуальное законодательство предусматривает возможность пересмотра в указанном порядке тех судебных дел, которые ранее были рассмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь.

Согласно статье 4 Закона, он вступает в силу через десять дней после официального опубликования (опубликован 25 июля 2011 г. в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, № 83).


Вопрос

Гражданин Л. направил в Совет Республики жалобу о ненадлежащем исполнении одним из частных унитарных предприятий обязательств по договору купли-продажи межкомнатных дверей и комплектующих деталей к ним. Заявитель сообщил о нарушении сроков изготовления заказа, наличии брака, высказал свои замечания по качеству и срокам монтажа, а также обратился с просьбой направить в эту организацию соответствующие службы с целью проведения «внеплановой полной проверки деятельности фирмы».

Ответ

Совет Республики, как и другие государственные органы, действует в пределах компетенции, определенной законодательными актами Республики Беларусь. Его полномочия закреплены в статье 98 Конституции Республики Беларусь, в главах 2, 3 и 5 Закона Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь». Нормы названных законодательных актов не предоставляют Совету Республики права осуществлять оценку качества исполнения обязательств сторон по гражданско-правовым договорам. Споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений, разрешаются судом в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей.

В связи с этим заявителю было рекомендовано обратиться с соответствующим исковым заявлением в суд. 


Вопрос

Трое жителей Минска обратились в Совет Республики с просьбой проверить обоснованность и законность судебного решения по гражданскому делу. Заявители сообщили о том, что не могут окончательно разрешить спор по разделу домовладения, перешедшего к ним после смерти родителей в порядке наследования (между дочерью и невестками). Гражданский спор рассматривался судами первой, кассационной и надзорной инстанций. Авторы обращения, являющиеся ответчиками по делу, полагают, что вынесенные не в их пользу судебные постановления незаконны.

Ответ

Совет Республики не обладает контрольными полномочиями в отношении судов. Согласно статье 110 Конституции Республики Беларусь, какое-либо вмешательство в деятельность судей недопустимо и влечет за собой ответственность по закону. В соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь оценку обоснованности и законности принятых судьями решений осуществляют суды вышестоящей инстанции и органы прокуратуры. В связи с этим вопросы, затронутые в данном обращении, подлежат рассмотрению только в порядке гражданского судопроизводства.

На основании изложенного и с учетом абзаца пятого части первой пункта 5 Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» обращение по вопросу об обжаловании судебных постановлений оставлено без рассмотрения по существу.


Вопрос

Гражданин Б. предлагал Совету Республики внести в Конституционный Суд Республики Беларусь предложение о проверке конституционности судебного решения по гражданскому делу о взыскании с него суммы денежной компенсации в возмещение морального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих честь и достоинство, и деловую репутацию одного из руководителей ветеранских организаций.

Ответ

В соответствии с частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь и частью первой статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве. Согласно абзацу тринадцатому статьи 1 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», нормативный правовой акт — это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с  соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Виды нормативных правовых актов, которые могут являться предметом проверки на соответствие их Конституции, перечислены в статье 2 данного Закона. Исходя из положений указанных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд не дает заключения о соответствии судебных постановлений по конкретным судебным делам Конституции, кодексам и другим законам. С учетом изложенного оснований для внесения предложения о рассмотрении Советом Республики вопроса об обращении в Конституционный Суд о проверке конституционности судебного решения по гражданскому делу о защите чести, достоинства и деловой репутации и взыскании денежной компенсации в возмещение морального вреда не имеется.

Заявителю также было разъяснено, что при несогласии с состоявшимися по делу судебными постановлениями их можно обжаловать в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.


Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы