Третье заседание девятой сессии пятого созыва
Данный Декрет принят в целях стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей.
Наряду с большинством граждан трудоспособного возраста, уплачивающих налоги и сборы по получаемым ими от работы по найму, военной службы, а также от различных форм самозанятости (осуществление предпринимательской, ремесленной деятельности и иное) доходам, немалая часть трудоспособных граждан не принимает участия в финансировании государственных расходов, ведя асоциальный образ жизни, занимаясь нелегальным бизнесом или просто не желая трудиться. В связи с этим Декретом предусматривается обязанность по ежегодной уплате сбора на финансирование государственных расходов тех трудоспособных граждан, которые на протяжении года без уважительных на то причин либо вообще не участвовали в финансировании государственных расходов, либо участвовали в таком финансировании менее 183 дней в году. Определяются периоды, которые учитываются как участие в финансировании государственных расходов, размер уплачиваемого сбора, условия его уменьшения, а также освобождения от его уплаты. В целях недопущения уклонения граждан, обязанных участвовать в финансировании государственных расходов, от возмещения таких расходов Декретом устанавливается административная ответственность за неуплату или неполную уплату сбора в виде штрафа или административного ареста.
Проект Закона Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Данный законопроект определяет категории осужденных, которые освобождаются от наказания и иных мер уголовной ответственности. Под действие амнистии подпадают несовершеннолетние, беременные женщины, женщины и одинокие мужчины, имеющие детей в возрасте до восемнадцати лет, мужчины старше шестидесяти лет и женщины старше пятидесяти пяти лет, инвалиды I или II группы, а также больные активной формой туберкулеза, ВИЧ-инфицированные и страдающие онкологическими заболеваниями, ветераны боевых действий на территории других государств, граждане, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, лица, получившие ранения (контузии), увечья, заболевания при исполнении обязанностей в период военной службы в Вооруженных Силах СССР, Комитете государственной безопасности СССР, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также лица, получившие ранения (контузии), увечья, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности в период прохождения службы в Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, прокуратуры, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям. Будут также освобождены от иных мер уголовной ответственности в виде осуждения с отсрочкой исполнения наказания, осуждения с условным неприменением наказания, осуждения без назначения наказания иные граждане, приговоры в отношении которых постановлены на день вступления в силу закона.
Кроме того, освобождаются от наказания лица, совершившие преступления, не представляющие большой общественной опасности, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы, лица, совершившие преступления, относящиеся к категории менее тяжких, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы, если они на день вступления в силу закона отбыли не менее одной четверти назначенного срока наказания, и осужденные за некоторые преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности (за исключением совершивших преступления в составе организованной группы), если на день вступления в силу закона они отбыли не менее одной трети назначенного срока наказания. Подлежат также освобождению от наказания в виде ареста осужденные, приговоры в отношении которых постановлены на день вступления в силу закона. Ряд лиц освобождается от наказания частично сроком на один год, а если на день рассмотрения материалов о применении амнистии до окончания срока наказания остается менее года — от неотбытой части наказания.
Проект Закона Республики Беларусь «Об альтернативной службе». Данный законопроект регулирует отношения, связанные с прохождением альтернативной службы взамен воинской службы гражданами Республики Беларусь, подлежащими призыву на срочную военную службу, службу в резерве и лично заявившими, что принятие Военной присяги, ношение, применение оружия или непосредственное участие в производстве и обслуживании оружия, боеприпасов и боевой техники противоречат их религиозным убеждениям в той мере, в которой становится невозможным прохождение воинской службы. Определены полномочия государственных органов в сфере альтернативной службы, основания для принятия решения об отказе в замене воинской службы на альтернативную, сроки альтернативной службы, размер денежного содержания, выплачиваемого проходящим ее гражданам, продолжительность предоставляемых им отпусков.
В законопроекте регламентированы вопросы медицинского обслуживания и страхования граждан, проходящих альтернативную службу, закреплены гарантии в области жилищных отношений для проходящих ее граждан, а также в сферах трудовых отношений и образования для уволенных с нее.
Предусматриваются меры взыскания, которые могут налагаться за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возлагаемых на граждан, проходящих альтернативную службу, либо за несоблюдение ограничений, связанных с ее прохождением. Граждане, уклоняющиеся от прохождения альтернативной службы, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам альтернативной службы». Данный законопроект направлен на обеспечение согласованности некоторых положений законов Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе», «О занятости населения Республики Беларусь», «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», «Об основах административных процедур», а также Уголовного кодекса Республики Беларусь и Трудового кодекса Республики Беларусь с проектом Закона Республики Беларусь «Об альтернативной службе». В частности, предусматривается дополнение раздела XIV Уголовного кодекса Республики Беларусь главой 38, содержащей положения о преступлениях против порядка направления и прохождения альтернативной службы — о неявке гражданина, в отношении которого принято решение о замене воинской службы на альтернативную службу, в орган по труду, занятости и социальной защиты, об уклонении гражданина от прохождения альтернативной службы.
Данное Соглашение подписано в Минске 10 ноября 2014 г. в целях развития белорусско-сербского военно-экономического и военно-научного сотрудничества, взаимодействия в сфере военного образования и подготовки войск, обороны, военной медицины, охраны окружающей среды, осуществления операций по поддержанию мира и др.
Соглашением определены формы военного сотрудничества — официальные визиты, рабочие встречи, обмен опытом и проведение консультаций, участие в мероприятиях по оперативной и боевой подготовке, участие в конференциях, симпозиумах и семинарах, обмен необходимой информацией и документацией, научно-исследовательские проекты, представляющие взаимный интерес, и др.
Данное Соглашение подписано в Минске 29 октября 2014 г. в целях формирования нормативно-правовой базы военного сотрудничества с Российской Федерацией по вопросам военной фельдъегерско-почтовой связи. В Соглашении закрепляются основные принципы взаимодействия и формы развития сотрудничества в данной сфере.
Неотъемлемой частью Соглашения является Положение о доставке воинской корреспонденции по сети военной фельдъегерско-почтовой связи, в котором определяется порядок доставки воинской корреспонденции в интересах воинских формирований государства одной Стороны, расположенных на территории государства другой Стороны, по сети военной фельдъегерско-почтовой связи первой Стороны.
Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» Данный законопроект предусматривает редакционную корректировку Закона Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» (далее — Закон), направленную на приведение терминологии Закона в соответствие с законодательными актами Республики Беларусь, принятыми после его вступления в силу (законами Республики Беларусь «Об инвестициях», «О физической культуре и спорте», «Аб беларусах замежжа», «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 347 «О государственной аграрной политике», а также законодательными актами в сфере таможенного регулирования).
В частности, с учетом целей принятия Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» и определенных в нем терминов законопроектом в качестве одних из основных задач внутренней и внешней политики определяется соответственно привлечение инвестиций в экономику Республики Беларусь и привлечение иностранных инвесторов.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Аб беларусах замежжа» предусматривается замена используемых в Законе словосочетаний «белорусская диаспора», «этнические белорусы, выходцы из Республики Беларусь и лица, идентифицирующие себя как белорусы» понятием «белорусы зарубежья».
Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам физической культуры и спорта». Данный законопроект предусматривает приведение ряда законов Республики Беларусь («О пенсионном обеспечении», «О профессиональном пенсионном страховании», «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «Об основах государственной молодежной политики») в соответствие с нормами Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте». В частности, законопроектом предлагается уточнение положений названных законов в части использования таких терминов, как «сборные команды Республики Беларусь и (или) национальные команды Республики Беларусь по видам спорта», «спортсмены, осуществляющие деятельность в сфере профессионального спорта», «спортивно-массовая работа», «физкультурно-спортивный клуб».
В Законе Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» с учетом определенных Законом Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» видов структурных подразделений, которые могут создаваться в специализированных учебно-спортивных учреждениях, предлагается закрепить, что в целях социальной защиты инвалидов государство гарантирует обеспечение создания специализированными учебно-спортивными учреждениями отделений по виду (видам) спорта, включенному (включенным) в программы Паралимпийских и Дефлимпийских игр. Кроме того, уточняется перечень организаций, занимающихся социальной реабилитацией инвалидов.
Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь». Данный законопроект направлен на приведение положений Избирательного кодекса Республики Беларусь, Банковского кодекса Республики Беларусь, а также законов Республики Беларусь «О политических партиях», «О торгово-промышленной палате», «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь», «О внешней трудовой миграции», «Об аудиторской деятельности» и «О бухгалтерском учете и отчетности» в соответствие с нормами законодательных актов Республики Беларусь, в частности, с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь», законов Республики Беларусь «Об инвестициях», «О бухгалтерском учете и отчетности» и др.
В связи с принятием Закона Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», а также с учетом соглашений, принятых в рамках формирования Таможенного союза, Единого экономического пространства и Евразийского экономического союза, законопроектом вносятся значительные изменения в Банковский кодекс.
Законопроектом предусматривается также уточнение положений названных выше законодательных актов в части употребления термина «организация с иностранными инвестициями», который исключен из законодательства Республики Беларусь, использования терминов «бухгалтерский учет» и «бухгалтерская и (или) финансовая отчетность» и др.
Положения данного законопроекта направлены на дальнейшее совершенствование деятельности палат Национального собрания Республики Беларусь и их органов, а также на приведение норм Закона Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» в соответствие с нормами иных законодательных актов. В нем, в частности, предусматривается:
закрепление за палатами Национального собрания права на обращение в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением об изложении позиции о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;
включение постоянных комиссий Палаты представителей в круг субъектов, которые могут вносить предложения о рассмотрении в Палате представителей вопроса об обращении в Конституционный Суд;
возможность принятия Палатой представителей решения об отклонении законопроекта в случае согласия с возражениями Президента Республики Беларусь, если такое предложение вносилось;
изменение порядка формирования состава Совета Палаты представителей;
возможность проведения совместных заседаний Президиума Совета Республики и Совета Палаты представителей в целях координации законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат Национального собрания;
включение административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь в перечень субъектов, которые могут награждаться Почетной грамотой Национального собрания Республики Беларусь.