19.12.2017

Четвертое заседание третьей сессии шестого созыва


Одобренные законопроекты, принятые к сведению Декреты
Постановления Совета Республики

Гарантийным соглашением, подписанным 12 октября 2017 года в г. Вашингтоне, предусмотрено, что Республика Беларусь гарантирует должное и своевременное погашение всех платежей по займу, подлежащих уплате ОАО «Банк развития Республики Беларусь» в соответствии с Соглашением о займе между этим ОАО и Международным банком реконструкции и развития.

Согласно данному Соглашению, Международный банк реконструкции и развития предполагает выделить белорусской стороне 60 млн долларов США для реализации указанного проекта. 

Общие вопросы сотрудничества государств — участников СНГ в области интеллектуальной собственности регулируются Соглашением о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, подписанным в г. Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 года.

Изменения, вносимые Протоколом, подписанным в г. Казани 26 мая 2017 года, направлены на вовлечение в сферу правового регулирования Соглашения механизмов управления интеллектуальной собственностью, включая коммерциализацию и иное использование объектов интеллектуальной собственности, в целях создания условий для формирования и развития рынка интеллектуальной собственности государств — участников СНГ.

Соглашение, заключенное путем обмена нотами 25 апреля 2017 года, призвано упростить порядок взаимных поездок граждан Республики Беларусь и граждан КНР, являющихся постоянными жителями Специального административного района КНР Гонконг, имеющих действительные проездные документы, и придать новый импульс развитию официальных, деловых и туристических обменов, а также взаимовыгодному сотрудничеству в финансовой, гуманитарной и научно-технической областях.

Действие Конвенции, подписанной в г. Мадриде 14 июня 2017 года, направлено на урегулирование налоговых взаимоотношений между Республикой Беларусь и Королевством Испания, распределение права налогообложения определенных видов доходов и имущества между указанными государствами, исключение двойного налогообложения, обмен информацией, относящейся к выполнению положений Конвенции, между налоговыми службами в целях предотвращения налоговых нарушений.

Законопроект направлен на совершенствование правовых механизмов предотвращения и пресечения террористической деятельности в Республике Беларусь.

В частности, проектом Закона предлагается:

  • уточнить определение термина «финансирование террористической деятельности», компетенцию органов пограничной службы Республики Беларусь при осуществлении борьбы с терроризмом, полномочия Службы безопасности Президента Республики Беларусь по принятию решений о создании оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией;
  • отнести к субъектам,непосредственно осуществляющим борьбу с терроризмом, Вооруженные Силы Республики Беларусь и определить их компетенцию при осуществлении этой функции.

Кроме того, Закон Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом» дополняется термином «критически важные объекты» и положениями, определяющими порядок выполнения международных обязательств Республики Беларусь в области борьбы с терроризмом.

Данный Декрет издан в целях развития предпринимательской инициативы, стимулирования деловой активности и исключения излишних административных барьеров, предъявляемых к субъектам хозяйствования, и предусматривает кардинальное изменение механизмов взаимодействия государственных органов и бизнеса, которое, в частности, будет выстраиваться на основе саморегулирования бизнеса, сочетания заявительного принципа государственной регистрации субъектов хозяйствования и уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов экономической деятельности, приоритетной направленности работы контролирующих (надзорных) органов на профилактику правонарушений, соразмерности наказания характеру совершенного субъектом хозяйствования правонарушения и наступившим последствиям и др.

Целями подготовки законопроекта являются совершенствование антимонопольного законодательства с учетом практики применения и приведение его норм в соответствие с международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС.

Принятие законопроекта предоставит дополнительные стимулы для развития добросовестной конкуренции на товарных рынках и позволит на законодательном уровне расширить возможности хозяйствующих субъектов по защите своих прав и законных интересов. Его действие будет распространяться не только на хозяйствующие субъекты (коммерческие организации), но и некоммерческие организации (союзы, ассоциации).

Законопроектом уточняются значения терминов «хозяйствующий субъект», «государственные органы», «монополистическая деятельность», раскрываются понятия «монопсоническое положение» и «монопсонически низкая цена (тариф)», «согласованные действия» и др.

Также определены признаки (критерии) ограничения конкуренции, детально регламентированы требования к экономической концентрации хозяйствующих субъектов и реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, детализирован перечень форм недобросовестной конкуренции, предусмотрены разделение и детальная регламентация норм об антиконкурентных соглашениях и согласованных действиях хозяйствующих субъектов, введен запрет на антиконкурентные акты и действия государственных органов, предусмотрены антимонопольные требования к закупкам товаров и др.

В части введения мер превентивного характера и открытости антимонопольного органа вводится правовой институт предупреждения и предостережения, а в целях устранения существующих пробелов в регулировании процессуальных вопросов детально регламентирован процессуальный порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Данным проектом Закона совершенствуются нормы Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» с учетом практики его применения.

Основным нововведением является внедрение в систему государственной регистрации недвижимого имущества института авторизованного посредника. В проекте Закона закрепляется закрытый перечень лиц, которые могут быть авторизованными посредниками, и определяются их права и обязанности.

Кроме того, вводится понятие «электронная копия документа на бумажном носителе»; корректируются полномочия специально уполномоченного органа государственного управления в области государственной регистрации, республиканской организации по государственной регистрации, а также расширяются права регистраторов; совершенствуется порядок внесения исправлений в документы единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; предусматривается экстерриториальное удостоверение регистратором документов, при этом сама регистрация по-прежнему ограничивается территорией регистрационного округа и др.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» проектом Закона предоставляется право субъектам хозяйствования не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь, а нотариальное удостоверение либо удостоверение регистратором документов, являющихся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, из которых явствует волеизъявление индивидуального предпринимателя, определяется его правом, а не обязанностью.

В целях комплексной корректировки законодательства проектом Закона вносится дополнение в Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

Данный законопроект подготовлен во исполнение решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 2 июля 2015 г. № Р-989/2015 «О праве граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на юридическую помощь». Он призван обеспечить наиболее полную реализацию конституционно гарантированного права граждан на квалифицированную юридическую помощь, а также устранить пробел в правовом регулировании права на юридическую помощь лицам, выступающим в уголовном процессе в качестве свидетеля. Для достижения названных целей закрепляется право свидетеля приглашать адвоката для получения юридической помощи при производстве процессуальных действий с его участием. В связи с этим законопроектом вводится новый участник уголовного процесса — адвокат свидетеля, а также устанавливается его правовой статус. Во избежание необоснованного затягивания или срыва следственных и иных процессуальных действий проектом Закона предусматривается, что неявка адвоката свидетеля ко времени, установленному органом, ведущим уголовный процесс, для проведения процессуального действия не является препятствием для проведения такого действия с участием свидетеля. Принятие законопроекта позволит четко регламентировать право свидетеля пользоваться юридической помощью адвоката при проведении следственных и иных процессуальных действий с его участием.

Данным законопроектом совершенствуются Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях в целях дальнейшей либерализации административной ответственности в сфере ведения хозяйственно-экономической деятельности, согласования их положений с нормами ряда законодательных актов и приведения в соответствие со сложившейся правоприменительной практикой.

Существенно сокращается сфера применения конфискации имущества за административные правонарушения, связанные с осуществлением экономической деятельности. Взамен конфискации устанавливается штраф, размер которого определяется в процентном отношении к стоимости предмета совершенного правонарушения. Расширяется перечень смягчающих обстоятельств, посредством включения в него, например, добровольного прекращения противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение. Исключаются не востребованные на практике формальные составы правонарушений, в частности, невозвращение из-за границы валюты. Для ряда составов административных правонарушений снижаются размеры имущественных взысканий, например, за нарушение порядка расчетов. В целях обеспечения равных условий исполнения имущественных административных взысканий вводятся отсрочка и рассрочка исполнения административных взысканий в виде конфискации выручки и взыскания стоимости.

Законопроект будет способствовать оптимизации административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, улучшению условий ведения бизнеса и повышению инвестиционной привлекательности Республики Беларусь.

Законопроект подготовлен в целях совершенствования отдельных положений Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» (далее –– Закон) с учетом правоприменительной практики.

В частности, законопроектом предлагается:

  • обновить и дополнить понятийный аппарат Закона;
  • определить правовой статус болельщиков, спортивных агентов, волонтеров и стюардов, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта;
  • уточнить перечень субъектов физической культуры и спорта Республики Беларусь;
  • регламентировать отдельные вопросы, касающиеся осуществления пропаганды физической культуры и спорта;
  • разграничить компетенцию Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и республиканских государственно-общественных объединений, осуществляющих развитие технических, авиационных, военно-прикладных, служебно-прикладных видов спорта в данной сфере;
  • уточнить отдельные вопросы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий, спортивных соревнований, расширить перечень ограничений во время их проведения;
  • предоставить право руководителям государственных организаций физической культуры и спорта, средних школ — училищ олимпийского резерва и их заместителям с согласия нанимателя осуществлять оплачиваемую педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта, не связанную с исполнением основных обязанностей по месту основной работы;
  • расширить перечень лиц, имеющих право на спортивную подготовку без оплаты и др.

Проект Закона подготовлен в целях приведения отдельных норм Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в соответствие с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».

Законопроектом:

  • снижается до 10 лет минимальный стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (страховой стаж), требуемый для назначения пенсии по возрасту, лицам, которые длительное время осуществляли социально значимые виды деятельности;
  • включаются в стаж работы для назначения и исчисления трудовой пенсии периоды ухода за инвалидом 1-й группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста и нуждающимся в постоянном уходе, до достижения ухаживающими гражданами возраста, дающего право на социальную пенсию (мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет).

Данный законопроект разработан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки», которым изменены общие подходы к формированию и утверждению государственных программ, в том числе на республиканском и региональном уровнях. В связи с этим законопроектом корректируется ряд законов Республики Беларусь: «Об особо охраняемых природных территориях», «О демографической безопасности Республики Беларусь», «О гидрометеорологической деятельности», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О поддержке малого и среднего предпринимательства», «О возобновляемых источниках энергии», «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», «О городском электрическом транспорте и метрополитене», «О естественных монополиях», «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».

Данный законопроект разработан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166 «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» и устанавливает особый порядок присвоения наименований составным частям индустриального парка и их переименования.

Конвенция, принятая Гаагской конференцией по международному частному праву 23 ноября 2007 года, подписана белорусской стороной 15 марта 2017 года в г. Гааге.

Целью Конвенции является создание единого упрощенного и эффективного международного механизма, позволяющего рассматривать дела о взыскании алиментов за границей быстрее и с меньшими издержками.

Значительно расширяется сфера взаимодействия центральных органов государств для разрешения вопросов, затрудняющих процедуру взыскания алиментов.

№ 166-СР6/ІІІ от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»
№ 165-СР6/ІІІ от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Специального административного района Китайской Народной Республики Гонконг, уполномоченным Центральным Народным Правительством Китайской Народной Республики, об отмене визовых требований»
№ 164-СР6/ІІІ от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Конвенции между Республикой Беларусь и Королевством Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал»
№ 163-СР6/ІІІ от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом»
№ 162-СР6/ІІІ от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Гарантийного соглашения (проект «Расширение доступа к финансированию микро-, малых и средних предприятий в Республике Беларусь») между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития»
№ 161-СР6/III от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»
№ 160-СР6/III от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О наименованиях географических объектов»
№ 159-СР6/ІІІ от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности от 19 ноября 2010 года»
№ 158-СР6/ІІІ от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь»
№ 157-СР6/ІІІ от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и иных форм содержания семьи»
№ 156-СР6/ІІІ от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте»
№ 155-СР6/ІІІ от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменения в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»
№ 154-СР6/III от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»
№ 153-СР6/III от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»
№ 152-СР6/III от 19.12.2017
О Декрете Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»
№ 151-СР6/III от 19.12.2017
О внесении дополнений в повестку дня третьей сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва
К информации о сессии К информации о созыве К списку созывов
Территориальное представительство
Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Назначенные Президентом Республики Беларусь

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев
Интернет-ресурсы