Пятое заседание одиннадцатой сессии пятого созыва
№ п/п |
Наименование
|
Количество
|
1 |
Рассмотрено Советом Республики проектов законов |
26 |
|
В том числе: |
|
|
кодекс Республики Беларусь о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров |
1 4 |
2 |
Одобрено проектов законов |
26 |
3 |
Принято постановлений по декретам Президента Республики Беларусь, представленным на рассмотрение Совета Республики |
1 |
Военная доктрина Республики Беларусь представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на обеспечение его военной безопасности и вооруженной защиты. Необходимость разработки новой Военной доктрины вызвана изменением военно-политической обстановки вокруг Республики Беларусь, расширением спектра источников военных угроз нашей стране, уточнением подходов к определению военных опасностей для Республики Беларусь.
Законопроект направлен на создание условий для максимального удовлетворения потребностей всех пользователей в официальной статистической информации при соразмерной отчетной нагрузке на респондентов государственных статистических наблюдений. Предусмотрена комплексная корректировка законодательства в области государственной статистики и одновременно предложены изменения и дополнения в Банковский кодекс и еще в 9 законов Республики Беларусь.
В связи с необходимостью внесения многочисленных изменений и дополнений Закон Республики Беларусь «О государственной статистике» изложен в новой редакции. Его нормы скорректированы с учетом практики применения и рекомендаций группы международных экспертов-статистиков по результатам проведения Адаптированной глобальной оценки Национальной статистической системы Республики Беларусь.
Проектом Закона утверждается отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2015 год (далее — бюджет фонда) по доходам в сумме 104 785,1 млрд рублей и расходам в сумме 108 192,7 млрд рублей. Бюджет фонда за 2015 год исполнен с дефицитом в сумме 3 407,6 млрд рублей.
В отчетном периоде произошло снижение поступлений в бюджет фонда по обязательным страховым взносам и взносам на профессиональное пенсионное страхование, процентов, уплачиваемых банками за пользование денежными средствами, доходов от капитализации средств бюджета фонда и других неналоговых доходов, предусмотренных законодательством. В то же время были увеличены поступления от размещения средств профессионального пенсионного страхования, штрафов за нарушение законодательства о государственном социальном страховании, а также субвенции из республиканского бюджета на возмещение отдельных расходов бюджета фонда.
Основным источником доходов бюджета фонда явились взносы на государственное социальное страхование (92,7 процента), а также иные поступления, в том числе предназначенные для выплаты пенсий гражданам, прибывающим из Российской Федерации. Наибольший удельный вес в расходах составляют расходы на выплату пенсий (77,3 процента) и пособий (20,8 процента). В связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения трижды за год (в феврале, мае и августе) повышались минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии и надбавки к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет, а с 1 сентября произведен перерасчет трудовых пенсий.
Все запланированные расходы бюджета фонда в 2015 году профинансированы в полном объеме и своевременно.
Проектом Закона утверждается отчет об исполнении бюджета фонда в 2015 году по доходам в сумме 8 763 729,4 тыс. рублей и по расходам в сумме 12 719 044,2 тыс. рублей с превышением расходов над доходами в сумме 3 955 314,8 тыс. рублей.
Доходная часть бюджета исполнена за счет неналоговых доходов.
Основным источником доходов бюджета фонда явились средства от перечисления части прибыли (до 10 процентов), остающейся в распоряжении предприятий, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, а также превышения доходов над расходами (до 10 процентов) исправительных учреждений и лечебно-трудовых профилакториев от осуществления хозяйственной деятельности после уплаты налогов.
Наибольший удельный вес в расходах бюджета фонда составили расходы на пополнение республиканскими унитарными производственными предприятиями, исправительными учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями, подчиненными данному Департаменту, оборотных средств (55 процентов) и на закупку технологического оборудования и транспортных средств (41 процент).
В 2015 году финансирование государственных программ и подпрограмм за счет средств бюджета фонда законодательством не предусматривалось.
Проектом Закона утверждается отчет об исполнении бюджета фонда по доходам в сумме 175 387 804,0 тыс. рублей и по расходам в сумме 94 778 529,3 тыс. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 80 609 274,7 тыс. рублей.
Доходная часть бюджета исполнена за счет неналоговых доходов. Основными источниками доходов явились отчисления от прибыли, остающейся в распоряжении авиационных организаций, подчиненных Министерству транспорта и коммуникаций, и прибыли от деятельности негосударственных организаций в области гражданской авиации после уплаты налогов, других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты (75,5 процента) и амортизационные отчисления от основных фондов данных авиационных организаций (18,9 процента).
Наибольший удельный вес в расходах бюджета фонда составили расходы на приобретение по договору финансовой аренды (лизинга) новых воздушных судов, строительство и реконструкцию зданий, инженерных, транспортных коммуникаций и сооружений, их модернизацию, а также на приобретение оборудования и выполнение проектно-изыскательских работ по объектам гражданской авиации (81,6 процента).
Исполнение бюджета в прошлом году осуществлялось под влиянием изменения основных показателей социально-экономического развития и их отклонения от прогнозных значений, что повлекло уменьшение основных доходных источников.
Проектом Закона утверждается отчет об исполнении республиканского бюджета за 2015 год по доходам в сумме 167,2 трлн рублей и по расходам в сумме 152,1 трлн рублей с превышением доходов над расходами в сумме 15,1 трлн рублей с учетом произведенных указами Главы государства корректировок.
Доходы республиканского бюджета в 2015 году формировались за счет налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений. Общий объем поступлений составил 101,5 процента, расходов — 97,9 процента уточненного годового плана. Доходная часть бюджета на 76,5 процента исполнена за счет налоговых доходов, в составе которых преобладают налог на добавленную стоимость, акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.
Расходы республиканского бюджета в 2015 году профинансированы на 97,9 процента уточненного годового плана. Основная доля в общих расходах бюджета приходилась на финансирование общегосударственной деятельности, национальной экономики и социальной сферы.
Национальная экономика получила из республиканского бюджета 25,4 трлн рублей. Как и в предыдущие годы, сохранились объемы субсидирования агропромышленного комплекса — 9,4 трлн рублей, что составляет 37 процентов всех расходов на национальную экономику.
На финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура и спорт, культура, средства массовой информации, образование, социальная политика) направлено 31,6 трлн рублей, или 20,8 процента от расходов республиканского бюджета.
В 2015 году своевременно и в полном объеме выполнены платежи по погашению внешнего государственного долга за счет средств республиканского бюджета.
Соглашение, подписанное в г. Минске 1 апреля 2016 г., предусматривает предоставление Республике Беларусь займа за счет средств Международного банка реконструкции и развития в размере 10 млн долларов США для реализации проекта «Модернизация системы управления государственными финансами в Республике Беларусь».
Целью Закона является совершенствование правового регулирования отношений, связанных с порядком и условиями содержания лиц под стражей, гарантиями их прав и законных интересов.
Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» дополняется такими понятиями и их определениями, как «граница охраны», «содержание лиц под стражей», «охрана лиц, содержащихся под стражей», «изоляция», «надзор», «безопасность», «конвоирование лиц, содержащихся под стражей», что позволит конкретизировать правовые предписания и упростить их применение на практике. Кроме того, государственные органы, в структуре которых функционируют места содержания под стражей, наделяются полномочиями на утверждение по согласованию с Генеральной прокуратурой Республики Беларусь Правил внутреннего распорядка мест содержания под стражей. В целях гуманизации условий содержания лиц под стражей предусматривается возможность передачи таким лицам телевизоров для их установки и использования в камерах, а также приобретения продуктов питания, предметов первой необходимости, других промышленных товаров не только по безналичному расчету, но и за наличные денежные средства.
Закон направлен на совершенствование законодательства Республики Беларусь в области вынужденной миграции с учетом национальных интересов и передового международного опыта.
Основной корректировке подвергся Закон «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь», который излагается в новой редакции. При этом основной новацией является внедрение единой процедуры приема и рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь. Предусматривается приведение некоторых положений Закона в соответствие с Конвенцией 1951 года о статусе беженцев, участницей которой является Республика Беларусь. В частности, предлагается уравнять иностранцев, которым предоставлен статус беженца, в праве на медицинское обслуживание с гражданами Республики Беларусь. Корректируются также отдельные положения Уголовно-процессуального кодекса, законов Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «Об основах социального страхования» и др.
Данный законопроект направлен на совершенствование норм Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь с учетом практики его применения. Законопроектом определяются места и порядок содержания скрывшихся с места жительства и задержанных с санкции прокурора на срок до тридцати суток осужденных к общественным работам. Конкретизируются вопросы исполнения наказания в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа. Закрепляется, что взыскание расходов по розыску осужденных к наказанию в виде общественных работ, исправительных работ, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа и осужденных к наказанию в виде лишения свободы осуществляется путем совершения исполнительной надписи. Более детально регламентируются вопросы применения мер поощрения и взыскания в отношении осужденных к ограничению свободы. Уточняются длительность краткосрочных свиданий, предоставляемых осужденным к лишению свободы, и порядок их предоставления.
Кроме того, Министерство внутренних дел Республики Беларусь наделяется полномочиями на издание нормативного правового акта, регулирующего порядок организации и проведения воспитательной работы с осужденными.
Данный законопроект обеспечивает приведение положений законов Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» и «О ратификации Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года» в соответствие с указами Президента Республики Беларусь от 17 мая 2012 г. № 233 «О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 1997 г. № 109», от 26 марта 2014 г. № 137 «О ликвидации военных прокуратур», от 1 октября 2014 г. № 463 «О ликвидации Белорусской транспортной прокуратуры», а также с Декретом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь».
Закон разработан в целях приведения в соответствие с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» отдельных законов, в том числе «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь», «О статусе военнослужащих», «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь», «О Следственном комитете Республики Беларусь» и «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь».
Устанавливаются ограничения, связанные с невозможностью сотрудников силовых структур выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных обязанностей по месту основной работы, кроме педагогической, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем.
Закон разработан во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» с учетом современных тенденций в сфере государственного управления и зарубежного опыта правового регулирования общественных отношений в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.
Положения Закона направлены на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, безопасности общества и государства, пресечение распространения наркомании как угрозы для демографии и здоровья нации.
Договор, подписанный в г. Гродно 8 сентября 2015 г., направлен на регулирование отношений, связанных с осуществлением сотрудничества и взаимодействия уполномоченных органов государств — членов Евразийского экономического союза между собой и с Евразийской экономической комиссией для формирования единой системы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности на территории Союза.
В целях защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе обеспечения эффективного пресечения нарушений данных прав на таможенной территории Союза, предусматривается осуществление координации действий по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности, а также по совершенствованию деятельности уполномоченных органов Союза в данной сфере.
Договор, подписанный в г. Женеве 1 июня 2000 г., предусматривает присоединение Республики Беларусь к Договору о патентном праве, целью которого являются гармонизация и упрощение формальных процедур в отношении национальных и региональных патентов на изобретения и заявок на выдачу патентов на изобретения.
В Соглашении, подписанном в г. Багдаде 23 августа 2014 г., закреплены основные общепризнанные гарантии защиты капиталовложений, предусматривается обязанность договаривающихся сторон создавать благоприятные условия для инвесторов в целях осуществления инвестиций на территории двух государств.
Данным законопроектом предусматривается уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза, а также усиление мер административной ответственности изготовителей (импортеров) за выпуск (реализацию) продукции, не соответствующей обязательным требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза, и за необоснованное принятие документов об оценке соответствия. Вводится административная ответственность за незаконный поиск и оборот археологических артефактов, и незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания.
Кроме того, устанавливается административная ответственность за потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте, либо за непринятие мер по недопущению их потребления или распространения в общественном месте, либо появление в общественном месте или на работе в состоянии наркотического опьянения. Усиливается административная ответственность за нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда. Уточняется компетенция государственных органов по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях.