fb instagram telegram
21.04.2021

Второе заседание пятой сессии седьмого созыва


Одобренные законопроекты, принятые к сведению Декреты
Постановления Совета Республики

Проект Закона Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма» разработан с учетом норм модельного закона Межпарламентской Ассамблеи государств –– участников СНГ «О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников».

Впервые законодательно закрепляются определения терминов «нацистские преступники», «пособники нацистских преступников», а также определяются субъекты противодействия реабилитации нацизма и их компетенция в данной сфере. Координация деятельности указанных субъектов возлагается на органы внутренних дел.

В проекте Закона устанавливаются основные направления профилактики реабилитации нацизма, в частности:

  • вводится обязательный мониторинг соблюдения законодательства в части недопущения реабилитации нацизма;
  • предусматриваются меры противодействия реабилитации нацизма, включая вынесение официального предупреждения и предписания, приостановление, запрещение деятельности, ликвидация экстремистской организации. При этом порядок применения таких мер будет определяться в соответствии с законодательством о противодействии экстремизму.

Отдельная статья посвящена противодействию реабилитации нацизма при увековечивании памяти погибших.

Проектом Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму» (далее — проект Закона) корректируются Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 203-3 «О противодействии экстремизму».

Так, в части второй статьи 158 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь устанавливается специальный срок ускоренного рассмотрения дел в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей с признаками экстремизма, а также признания символики и атрибутики, информационной продукции экстремистскими материалами.

В статье 2 проекта Закона излагается в новой редакции Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму», в котором впервые законодательно закрепляются определения терминов «экстремистская символика и атрибутика», «экстремистское формирование», расширяется определение терминов «экстремизм», а также «экстремистские материалы».

Координация деятельности субъектов противодействия экстремизму возлагается на органы внутренних дел.

Проект Закона расширяет перечень государственных органов — субъектов противодействия экстремизму, включая в него республиканские органы государственного управления в сфере образования, а также по делам религий и национальностей, органы юстиции, органы финансовых расследований, местные исполнительные и распорядительные органы.

Устанавливается порядок запрета деятельности экстремистских формирований. Данная деятельность запрещается на основании решения Министерства внутренних дел или Комитета государственной безопасности, которое может быть обжаловано в судебном порядке.

В целях оперативного решения вопросов о приостановлении деятельности экстремистской организации предлагается наделить прокуроров областей и г. Минска наряду с Генеральным прокурором правом приостанавливать деятельность таких организаций.

Органам государственной безопасности, внутренних дел и прокурору предоставляется право объявлять официальное предупреждение при выявлении в действиях гражданина признаков, свидетельствующих о совершении экстремистских действий, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности.

Предусматривается также порядок вынесения предписаний органами государственной безопасности, внутренних дел и прокурором при выявлении в деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей признаков, свидетельствующих о совершении экстремистской деятельности, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности на основании материалов государственного органа, осуществляющего противодействие экстремизму, или собственных материалов.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых приостановлена, вводится дополнительный запрет на:

  • проведение съездов, конференций, общих собраний;
  • участие в работе государственных органов;
  • использование их символики и атрибутики.

Кроме того, устанавливаются особенности рассмотрения дел о ликвидации экстремистских организаций, признании их символики и атрибутики экстремистскими по решению суда.

Отдельный порядок прекращения деятельности предусматривается для индивидуального предпринимателя. Одновременно устанавливаются последствия для лица, деятельность которого в качестве индивидуального предпринимателя признана экстремистской и запрещена.

Министерство внутренних дел уполномочивается на ведение и опубликование перечней организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности.

В проекте Закона также определены основания для исключения организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, из этих перечней.

Проектом Закона корректируются нормы Закона Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. № 114-З «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (далее –– Закон) в целях создания условий для обеспечения общественной безопасности и порядка при проведении массовых мероприятий.

В частности, законопроектом:

  • отменяется уведомительный порядок организации и проведения массовых мероприятий;
  • на журналистов, присутствующих на массовом мероприятии, распространяются те же требования по соблюдению общественного порядка, которые действуют для его организаторов и участников. Кроме того, журналистам запрещается выступать в качестве организатора или участника массового мероприятия;
  • вводится запрет на освещение в СМИ, глобальной компьютерной сети Интернет и иных информационных сетях в режиме реального времени массовых мероприятий, проводимых с нарушением установленного порядка, в целях их популяризации или пропаганды;
  • запрещаются сбор, получение и использование денежных средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а равно выполнение работ, оказание услуг для целей возмещения расходов, обусловленных привлечением лица к ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий, и др.

Проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны» направлен на совершенствование правовых основ государственной защиты должностных лиц, их близких и их имущества.

Предусматривается внесение изменений в Закон Республики Беларусь от 13 декабря 1999 г. № 340-З «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны» (далее –– Закон).

В целях осуществления надлежащей государственной защиты действие Закона распространяется дополнительно на военнослужащих и гражданский персонал Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь; должностных лиц таможенных органов; гражданский персонал органов внутренних дел, внутренних войск Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности, Следственного комитета; военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь; иных лиц, в отношении которых необходимо применение мер государственной защиты в связи с посягательством на их безопасность.

Для обеспечения полноты и завершенности правового регулирования проектом Закона, в частности:

закрепляется возможность применения такой меры безопасности, как изменение внешности не только в отношении защищаемых лиц, но и в отношении их близких, когда их безопасность нельзя обеспечить другими мерами;

обязательное государственное страхование жизни и здоровья защищаемых лиц, предусмотренное Законом, распространяется также на их близких в период применения в отношении их мер безопасности.

Вносимые проектом Закона изменения позволят обеспечить комплексный подход к осуществлению государственной защиты от посягательств на безопасность защищаемых лиц и их близких, их имущество в связи с осуществлением служебной деятельности (работы), связанной с отправлением правосудия, борьбой с преступлениями и другими правонарушениями, исполнением судебных постановлений и иных исполнительных документов.

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь» направлен на совершенствование с учетом практики применения действующего законодательства правовых и организационных основ деятельности органов внутренних дел, условий и пределов применения физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применения и использования оружия военнослужащими внутренних войск, сотрудниками органов пограничной службы, органа государственной охраны и органов государственной безопасности.

В частности, предусматривается:

  • отнести органы внутренних дел к военизированным организациям;
  • закрепить основания и пределы ограничения открытости (гласности) реализации функций органов внутренних дел;
  • создать подразделения по противодействию киберпреступности и межтерриториальные подразделения по гражданству и миграции;
  • усовершенствовать основания и порядок применения оружия и специальных средств;
  • расширить перечень случаев применения боевой и специальной техники для целей обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка;
  • усовершенствовать порядок применения и использования оружия военнослужащими внутренних войск, сотрудниками органов пограничной службы, органа государственной охраны и органов государственной безопасности;

наделение органов внутренних дел следующими правами:

  • получение на безвозмездной основе без письменного согласия физических лиц сведений из информационных систем, в том числе содержащих персональные данные;
  • проведение личного досмотра (вместо личного обыска) задержанного лица, досмотра находящихся при нем вещей и транспортных средств;
  • изъятие на временное хранение предметов и веществ, запрещенных к проносу (провозу) на объекты органов внутренних дел;
  • запрещение гражданам осуществлять видеозапись, фото- и киносъемку;
  • осуществление звуко- и видеозаписи окружающей обстановки, в том числе граждан, при исполнении служебных обязанностей;
  • применение специальных средств к задержанным правонарушителям в случаях, если имеются основания полагать, что они могут причинить вред окружающим или себе.

Законопроект предусматривает создание четких и эффективных механизмов оперативного реагирования на современные вызовы и угрозы, напрямую затрагивающие вопросы национальной безопасности, в том числе на пресечение противоправной деятельности в сети Интернет.

В частности, уточняются полномочия Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь (далее — ОАЦ) в области электросвязи. Так, в целях предупреждения ситуаций, создающих угрозу национальной безопасности, ОАЦ принимает обязательные для исполнения операторами электросвязи и иными участниками рынка услуг электросвязи решения по вопросам оказания услуг электросвязи.

Законопроект предусматривает, что невыполнение операторами электросвязи требований ОАЦ о приостановлении или ограничении функционирования сетей электросвязи и входящих в них средств электросвязи признается грубым нарушением законодательства о лицензировании в области связи.

Также закрепляется, что к операторам электросвязи не применяются меры, установленные законодательством о лицензировании за невыполнение лицензионных требований и условий, если такие нарушения возникли в результате принятия решения о приостановлении или ограничении функционирования сетей электросвязи и входящих в них средств электросвязи.

В законопроект включена норма о том, что приостановление или ограничение функционирования сетей электросвязи и входящих в них средств электросвязи по решению ОАЦ не является основанием для возникновения ответственности оператора электросвязи за убытки, причиненные пользователям услуг электросвязи в результате таких действий.

Законопроект направлен на обеспечение защиты от противоправного информационного воздействия и манипулирования массовым сознанием, нивелирования и дискредитации национальных идеалов и фундаментальных ценностей, на оперативное реагирование на внешние и внутренние информационные угрозы.

В частности, в проекте Закона:

  • содержится ряд нововведений, касающихся распространения массовой информации посредством глобальной компьютерной сети Интернет;
  • определены меры по защите национального информационного пространства в медиасфере;
  • расширен перечень видов информации, распространение которой запрещено;
  • усовершенствованы подходы к государственной регистрации и перерегистрации СМИ;
  • уточнен перечень субъектов, которые могут выступать в качестве учредителя средства массовой информации;
  • детализирован порядок распространения продукции СМИ;
  • для защиты деловой репутации организаций внесены корректировки, касающиеся ограничения доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию и возобновления такого доступа;
  • уточнены права и обязанности владельца интернет-ресурса, сетевого издания;
  • более четко регламентированы основания для лишения аккредитации журналиста средства массовой информации;
  • установлен порядок обжалования решений республиканского органа управления в сфере массовой информации об ограничении доступа и отказе в возобновлении доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию.

Данным законопроектом Трудовой кодекс Республики Беларусь дополняется новыми основаниями увольнения по инициативе нанимателя:

за отсутствие на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей;

за принуждение работников к участию в забастовке, создание другим работникам препятствий для выполнения их трудовых обязанностей, призыв работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин;

за участие работника в незаконной забастовке, а также при иных формах отказа работника от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) без уважительных причин.

Предусмотрен также ряд других изменений. В частности, наниматель наделяется правом отстранения от работы работника, призывающего других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей. При проведении забастовок запрещается выдвижение политических требований. Немедленному исполнению подлежат решения о признании забастовки незаконной.

Кроме того, в Закон Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» вводится норма, запрещающая работникам опасных производственных объектов принимать участие в забастовках.

Законопроект разработан в целях перехода на единый социальный норматив (критерий) при формировании и реализации государственной политики в сфере регулирования уровня жизни, а также при осуществлении мер социальной защиты населения республики.

В частности, проектом Закона:

 

  • отменяется минимальный потребительский бюджет и устанавливаются выплаты, иные обязательства государства, а также критерии предоставления отдельных видов государственной помощи в зависимости от бюджета прожиточного минимума;
  • пересмотрен порядок дополнительного предназначения и использования бюджета прожиточного минимума при определении минимального размера алиментов и других выплат;
  • урегулированы вопросы, связанные с установлением минимальной заработной платы;
  • оптимизирован перечень социально-демографических групп для расчета бюджета прожиточного минимума, в частности, из него исключена группа «студенты»;
  • сокращены сроки пересмотра состава и структуры бюджета прожиточного минимума с пяти лет до трех.

 

Законопроект разработан в целях приведения Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 403-З «О Следственном комитете Республики Беларусь» (далее — Закон) в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 25 июня 2020 г. № 244 «О создании учреждения образования», предусматривающим создание учреждения образования «Институт повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета Республики Беларусь» (далее — Институт).

Закон дополняется новой статьей, устанавливающей организационно-правовой статус и структуру Института. Вносятся изменения, наделяющие центральный аппарат Следственного комитета полномочием по руководству Институтом, а также определяющие полномочия Президента Республики Беларусь по созданию, реорганизации и ликвидации Института.

Кроме того, изменениями предусматривается наделение Председателя Следственного комитета полномочиями по внесению Президенту Республики Беларусь предложений о создании, реорганизации и ликвидации Института, определению его структуры, распоряжению имуществом Института, а также по утверждению его устава.

В проекте Закона урегулированы общественные отношения, возникающие при обработке персональных данных физических лиц, а также их защите.

Проектом Закона предусматривается:

  • определение общего понятия и категорий персональных данных, принципов и условий работы с ними;
  • определение порядка трансграничной передачи персональных данных;
  • закрепление прав субъектов персональных данных и обязанностей государственных органов, юридических и физических лиц в сфере работы с персональными данными;
  • установление дополнительных гарантий от произвольного и бесконтрольного сбора, хранения, использования, распространения, предоставления и иной обработки персональных данных физических лиц;
  • ответственность за нарушение законодательства о персональных данных.

В целях обеспечения защиты прав субъектов персональных данных и контроля за соблюдением законодательства в этой сфере предусматривается создание уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных (такой орган будет определяться Президентом Республики Беларусь).

Проектом Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь» нормы действующего Закона совершенствуются с учетом практики его применения.

Так, корректируются положения о создании потребительских обществ, их союзов, о правах их членов, об органах управления и контроля, о ликвидации потребительских обществ, их союзов, а также определяются требования к ведению учета и отчетности.

Принятие данного Закона обеспечит более эффективное правовое регулирование отношений в области потребительской кооперации.

Проектом Закона Республики Беларусь «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений» совершенствуются правовые отношения в области селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений с учетом соблюдения договорных обязательств в рамках ЕАЭС и иных межгосударственных договоров Республики Беларусь.

Определяются объекты и субъекты селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений, предусматриваются особенности государственного регулирования правоотношений в данной области, регулируются вопросы надзора, научного и кадрового обеспечения селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений и другие.

Принятие данного Закона позволит обеспечить интересы экономической безопасности нашей страны на внешнем рынке в области селекции и семеноводства.

№ 163-СР7/V от 21.04.2021
Об изменении повестки дня пятой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва
№ 164-СР7/V от 21.04.2021
О проекте Закона Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма»
№ 165-СР7/V от 21.04.2021
О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму»
№ 166-СР7/V от 21.04.2021
О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь»
№ 167-СР7/V от 21.04.2021
О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов, сотрудников органа государственной охраны»
№ 168-СР7/V от 21.04.2021
О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь»
№ 169-СР7/V от 21.04.2021
О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об электросвязи»
№ 170-СР7/V от 21.04.2021
О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации»
№ 171-СР7/V от 21.04.2021
О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений»
№ 172-СР7/V от 21.04.2021
О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам социальных нормативов и минимальной заработной платы»
№ 173-СР7/V от 21.04.2021
О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О Следственном комитете Республики Беларусь»
№ 174-СР7/V от 21.04.2021
О проекте Закона Республики Беларусь «О защите персональных данных»
№ 175-СР7/V от 21.04.2021
О проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь»
№ 176-СР7/V от 21.04.2021
О проекте Закона Республики Беларусь «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений»
К информации о сессии К информации о созыве К списку созывов
Территориальное представительство
Гомельская область

Гомельская область расположена на юго-востоке Беларуси и граничит с Брянской областью России, а также с Киевской, Черниговской и Житомирской областями Украины.

Площадь территории – 40,4 тыс. кв. километров, что составляет пятую часть территории республики. В состав области входит 21 район и 4 района в г. Гомеле, 17 городов, 18 поселков городского типа, 2608 сельских населенных пунктов.

Гомельский областной Совет депутатов

Могилевская область

Могилевская область – самый восточный регион Беларуси - граничит с Российской Федерацией. Протяженность региона с севера на юг - 150 км, а с запада на восток более чем 300 км. Площадь области 29,1 тыс. кв. км.

Могилевский областной Совет депутатов

Гродненская область

Центр области - г. Гродно (население 309 тыс. человек). В составе области 17 районов, 194 сельских Советов, 12 городов, в том числе 6 областного подчинения, 21 поселок городского типа. Здесь проживает 11,7% населения страны.

Область образована 20 сентября 1944 года. Площадь ее составляет 25,1 тыс. км., население 1 млн. 184 тыс. человек.

Наибольшая протяженность с запада на восток – 213 км, с севера на юг – 247 км. Поверхность области преимущественно равнинная, в центральной ее части находится Неманская низина. Имеются маренные возвышенности – Гродненская, Волковысская, Слонимская, Новогрудская и Ошмянская.

Гродненский областной Совет депутатов

Назначенные Президентом Республики Беларусь
Минская область

Минская область – центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь – 39,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг – 315 км, с востока на запад – 240 км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минский областной Совет депутатов

Витебская область

Витебская область — один из живописных уголков Европы. По красоте, уникальности фауны и флоры, по богатству заповедных мест трудно найти ей равных. Вековые хвойные леса занимают 60% всей лесопокрытой территории. Наиболее высокой лесистостью отличаются Россонский, Полоцкий, Лепельский, Докшицкий, Городокский районы.

Витебский областной Совет депутатов

Минск

Минск – город с почти тысячелетней историей, столица и самый крупный город Республики Беларусь, место официального пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Государств. Минск разбит на 9 городских районов. Город имеет свой устав, герб и гимн.

Минский городской Совет депутатов

Брестская область

Брестская область является одной из шести областей Республики Беларусь. Расположена на юго-западе государства и занимает территорию площадью 32,7 тыс. квадратных километров. Численность населения – 1,388 млн. человек, в Бресте проживает около 300 тыс. человек.

Брестский областной Совет депутатов

Брест Витебск Гомель Гроднo Минск Могилев