Рус Бел
19.12.2017

Четвертое заседание третьей сессии шестого созыва


Одобренные законопроекты, принятые к сведению Декреты
Постановления Совета Республики

Гарантийным соглашением, подписанным 12 октября 2017 года в г. Вашингтоне, предусмотрено, что Республика Беларусь гарантирует должное и своевременное погашение всех платежей по займу, подлежащих уплате ОАО «Банк развития Республики Беларусь» в соответствии с Соглашением о займе между этим ОАО и Международным банком реконструкции и развития.

Согласно данному Соглашению, Международный банк реконструкции и развития предполагает выделить белорусской стороне 60 млн долларов США для реализации указанного проекта. 

Общие вопросы сотрудничества государств — участников СНГ в области интеллектуальной собственности регулируются Соглашением о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, подписанным в г. Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 года.

Изменения, вносимые Протоколом, подписанным в г. Казани 26 мая 2017 года, направлены на вовлечение в сферу правового регулирования Соглашения механизмов управления интеллектуальной собственностью, включая коммерциализацию и иное использование объектов интеллектуальной собственности, в целях создания условий для формирования и развития рынка интеллектуальной собственности государств — участников СНГ.

Соглашение, заключенное путем обмена нотами 25 апреля 2017 года, призвано упростить порядок взаимных поездок граждан Республики Беларусь и граждан КНР, являющихся постоянными жителями Специального административного района КНР Гонконг, имеющих действительные проездные документы, и придать новый импульс развитию официальных, деловых и туристических обменов, а также взаимовыгодному сотрудничеству в финансовой, гуманитарной и научно-технической областях.

Действие Конвенции, подписанной в г. Мадриде 14 июня 2017 года, направлено на урегулирование налоговых взаимоотношений между Республикой Беларусь и Королевством Испания, распределение права налогообложения определенных видов доходов и имущества между указанными государствами, исключение двойного налогообложения, обмен информацией, относящейся к выполнению положений Конвенции, между налоговыми службами в целях предотвращения налоговых нарушений.

Законопроект направлен на совершенствование правовых механизмов предотвращения и пресечения террористической деятельности в Республике Беларусь.

В частности, проектом Закона предлагается:

  • уточнить определение термина «финансирование террористической деятельности», компетенцию органов пограничной службы Республики Беларусь при осуществлении борьбы с терроризмом, полномочия Службы безопасности Президента Республики Беларусь по принятию решений о создании оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией;
  • отнести к субъектам,непосредственно осуществляющим борьбу с терроризмом, Вооруженные Силы Республики Беларусь и определить их компетенцию при осуществлении этой функции.

Кроме того, Закон Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом» дополняется термином «критически важные объекты» и положениями, определяющими порядок выполнения международных обязательств Республики Беларусь в области борьбы с терроризмом.

Данный Декрет издан в целях развития предпринимательской инициативы, стимулирования деловой активности и исключения излишних административных барьеров, предъявляемых к субъектам хозяйствования, и предусматривает кардинальное изменение механизмов взаимодействия государственных органов и бизнеса, которое, в частности, будет выстраиваться на основе саморегулирования бизнеса, сочетания заявительного принципа государственной регистрации субъектов хозяйствования и уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов экономической деятельности, приоритетной направленности работы контролирующих (надзорных) органов на профилактику правонарушений, соразмерности наказания характеру совершенного субъектом хозяйствования правонарушения и наступившим последствиям и др.

Целями подготовки законопроекта являются совершенствование антимонопольного законодательства с учетом практики применения и приведение его норм в соответствие с международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС.

Принятие законопроекта предоставит дополнительные стимулы для развития добросовестной конкуренции на товарных рынках и позволит на законодательном уровне расширить возможности хозяйствующих субъектов по защите своих прав и законных интересов. Его действие будет распространяться не только на хозяйствующие субъекты (коммерческие организации), но и некоммерческие организации (союзы, ассоциации).

Законопроектом уточняются значения терминов «хозяйствующий субъект», «государственные органы», «монополистическая деятельность», раскрываются понятия «монопсоническое положение» и «монопсонически низкая цена (тариф)», «согласованные действия» и др.

Также определены признаки (критерии) ограничения конкуренции, детально регламентированы требования к экономической концентрации хозяйствующих субъектов и реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, детализирован перечень форм недобросовестной конкуренции, предусмотрены разделение и детальная регламентация норм об антиконкурентных соглашениях и согласованных действиях хозяйствующих субъектов, введен запрет на антиконкурентные акты и действия государственных органов, предусмотрены антимонопольные требования к закупкам товаров и др.

В части введения мер превентивного характера и открытости антимонопольного органа вводится правовой институт предупреждения и предостережения, а в целях устранения существующих пробелов в регулировании процессуальных вопросов детально регламентирован процессуальный порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Данным проектом Закона совершенствуются нормы Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» с учетом практики его применения.

Основным нововведением является внедрение в систему государственной регистрации недвижимого имущества института авторизованного посредника. В проекте Закона закрепляется закрытый перечень лиц, которые могут быть авторизованными посредниками, и определяются их права и обязанности.

Кроме того, вводится понятие «электронная копия документа на бумажном носителе»; корректируются полномочия специально уполномоченного органа государственного управления в области государственной регистрации, республиканской организации по государственной регистрации, а также расширяются права регистраторов; совершенствуется порядок внесения исправлений в документы единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; предусматривается экстерриториальное удостоверение регистратором документов, при этом сама регистрация по-прежнему ограничивается территорией регистрационного округа и др.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» проектом Закона предоставляется право субъектам хозяйствования не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь, а нотариальное удостоверение либо удостоверение регистратором документов, являющихся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, из которых явствует волеизъявление индивидуального предпринимателя, определяется его правом, а не обязанностью.

В целях комплексной корректировки законодательства проектом Закона вносится дополнение в Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

Данный законопроект подготовлен во исполнение решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 2 июля 2015 г. № Р-989/2015 «О праве граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на юридическую помощь». Он призван обеспечить наиболее полную реализацию конституционно гарантированного права граждан на квалифицированную юридическую помощь, а также устранить пробел в правовом регулировании права на юридическую помощь лицам, выступающим в уголовном процессе в качестве свидетеля. Для достижения названных целей закрепляется право свидетеля приглашать адвоката для получения юридической помощи при производстве процессуальных действий с его участием. В связи с этим законопроектом вводится новый участник уголовного процесса — адвокат свидетеля, а также устанавливается его правовой статус. Во избежание необоснованного затягивания или срыва следственных и иных процессуальных действий проектом Закона предусматривается, что неявка адвоката свидетеля ко времени, установленному органом, ведущим уголовный процесс, для проведения процессуального действия не является препятствием для проведения такого действия с участием свидетеля. Принятие законопроекта позволит четко регламентировать право свидетеля пользоваться юридической помощью адвоката при проведении следственных и иных процессуальных действий с его участием.

Данным законопроектом совершенствуются Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях в целях дальнейшей либерализации административной ответственности в сфере ведения хозяйственно-экономической деятельности, согласования их положений с нормами ряда законодательных актов и приведения в соответствие со сложившейся правоприменительной практикой.

Существенно сокращается сфера применения конфискации имущества за административные правонарушения, связанные с осуществлением экономической деятельности. Взамен конфискации устанавливается штраф, размер которого определяется в процентном отношении к стоимости предмета совершенного правонарушения. Расширяется перечень смягчающих обстоятельств, посредством включения в него, например, добровольного прекращения противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение. Исключаются не востребованные на практике формальные составы правонарушений, в частности, невозвращение из-за границы валюты. Для ряда составов административных правонарушений снижаются размеры имущественных взысканий, например, за нарушение порядка расчетов. В целях обеспечения равных условий исполнения имущественных административных взысканий вводятся отсрочка и рассрочка исполнения административных взысканий в виде конфискации выручки и взыскания стоимости.

Законопроект будет способствовать оптимизации административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, улучшению условий ведения бизнеса и повышению инвестиционной привлекательности Республики Беларусь.

Законопроект подготовлен в целях совершенствования отдельных положений Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» (далее –– Закон) с учетом правоприменительной практики.

В частности, законопроектом предлагается:

  • обновить и дополнить понятийный аппарат Закона;
  • определить правовой статус болельщиков, спортивных агентов, волонтеров и стюардов, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта;
  • уточнить перечень субъектов физической культуры и спорта Республики Беларусь;
  • регламентировать отдельные вопросы, касающиеся осуществления пропаганды физической культуры и спорта;
  • разграничить компетенцию Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и республиканских государственно-общественных объединений, осуществляющих развитие технических, авиационных, военно-прикладных, служебно-прикладных видов спорта в данной сфере;
  • уточнить отдельные вопросы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении спортивно-массовых мероприятий, спортивных соревнований, расширить перечень ограничений во время их проведения;
  • предоставить право руководителям государственных организаций физической культуры и спорта, средних школ — училищ олимпийского резерва и их заместителям с согласия нанимателя осуществлять оплачиваемую педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта, не связанную с исполнением основных обязанностей по месту основной работы;
  • расширить перечень лиц, имеющих право на спортивную подготовку без оплаты и др.

Проект Закона подготовлен в целях приведения отдельных норм Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в соответствие с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».

Законопроектом:

  • снижается до 10 лет минимальный стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (страховой стаж), требуемый для назначения пенсии по возрасту, лицам, которые длительное время осуществляли социально значимые виды деятельности;
  • включаются в стаж работы для назначения и исчисления трудовой пенсии периоды ухода за инвалидом 1-й группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста и нуждающимся в постоянном уходе, до достижения ухаживающими гражданами возраста, дающего право на социальную пенсию (мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет).

Данный законопроект разработан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки», которым изменены общие подходы к формированию и утверждению государственных программ, в том числе на республиканском и региональном уровнях. В связи с этим законопроектом корректируется ряд законов Республики Беларусь: «Об особо охраняемых природных территориях», «О демографической безопасности Республики Беларусь», «О гидрометеорологической деятельности», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О поддержке малого и среднего предпринимательства», «О возобновляемых источниках энергии», «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», «О городском электрическом транспорте и метрополитене», «О естественных монополиях», «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».

Данный законопроект разработан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166 «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» и устанавливает особый порядок присвоения наименований составным частям индустриального парка и их переименования.

Конвенция, принятая Гаагской конференцией по международному частному праву 23 ноября 2007 года, подписана белорусской стороной 15 марта 2017 года в г. Гааге.

Целью Конвенции является создание единого упрощенного и эффективного международного механизма, позволяющего рассматривать дела о взыскании алиментов за границей быстрее и с меньшими издержками.

Значительно расширяется сфера взаимодействия центральных органов государств для разрешения вопросов, затрудняющих процедуру взыскания алиментов.

№ 166-СР6/ІІІ от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»
№ 165-СР6/ІІІ от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Специального административного района Китайской Народной Республики Гонконг, уполномоченным Центральным Народным Правительством Китайской Народной Республики, об отмене визовых требований»
№ 164-СР6/ІІІ от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Конвенции между Республикой Беларусь и Королевством Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал»
№ 163-СР6/ІІІ от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом»
№ 162-СР6/ІІІ от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Гарантийного соглашения (проект «Расширение доступа к финансированию микро-, малых и средних предприятий в Республике Беларусь») между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития»
№ 161-СР6/III от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»
№ 160-СР6/III от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О наименованиях географических объектов»
№ 159-СР6/ІІІ от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности от 19 ноября 2010 года»
№ 158-СР6/ІІІ от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь»
№ 157-СР6/ІІІ от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и иных форм содержания семьи»
№ 156-СР6/ІІІ от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте»
№ 155-СР6/ІІІ от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменения в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»
№ 154-СР6/III от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»
№ 153-СР6/III от 19.12.2017
О проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»
№ 152-СР6/III от 19.12.2017
О Декрете Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»
№ 151-СР6/III от 19.12.2017
О внесении дополнений в повестку дня третьей сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва
К информации о сессии К информации о созыве К списку созывов